Дело № 2-3281/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сыктывкарский городской суд В составе председательствующей судьи Петровой Е.Е. При секретаре Романовой Л.П. Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 08 августа 2011 года дело по иску Купцовой О.О. к Агентству Республики Коми по социальному развитию и АМО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилого помещения, признании акта незаконным, обязании передать учётное дело, и У с т а н о в и л : Купцова О.О. обратилась в суд с иском к Агентству РК по социальному развитию о предоставлении жилого помещения вне очереди на условиях социального найма в городе Сыктывкаре. Впоследствии истица дополнила свои исковые требования и просила также признать недействительным Акт ... о передаче Агентством РК по социальному развитию её учётного дела в Администрацию МР «Корткеросский», просила обязать Администрацию МР «Корткеросский» и Агентство РК по социальному развитию передать её учётное дело в АМО ГО «Сыктывкар». Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация МО ГО «Сыктывкар», Администрация МР «Корткеросский» и Администрация сельского поселения «Сторожевск». В судебном заседании истица на удовлетворении исковых требований наставила. Представители Агентства РК по социальному развитию, АМО ГО «Сыктывкар» с иском не согласились. Представители Администрации МР «Корткеросский» и Администрации сельского поселения «Сторожевск» участия в деле не приняли. Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Купцова О.О. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, в связи с тем, что мать – Т.В. умерла , отец – О.Р. лишен родительских прав на основании решения Севского федерального районного суда Брянской области Постановлением Администрации МР «Корткеросский» ... за Купцовой О.О. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ... Постановлением Администрации сельского поселения «Сторожевск» ... жилое помещение, расположенное по адресу: ... было признано непригодным для проживания. Приказом Агентства РК по социальному развитию ... Купцова О.О. была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда республики Коми, предоставляемого по договору социального найма, по категории «дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20.05.2011 "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по жалобам граждан Купцовой О.О. и Шебыревой Т.В. " пункт 1 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в той мере, в какой он допускает включение не имеющих закрепленного жилого помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма, по месту выявления и первичного учета указанных лиц на территории Республики Коми, а также позволяет игнорировать принцип реальной направленности оказания социальной помощи и не учитывать законные интересы граждан, обеспеченные федеральным законодательством, признан не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 17 (части 1 и 2), 64 (часть 2) и 65 (часть 1). В то же время пункт 2 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" признан соответствующим Конституции Республики Коми. Постоянным местом жительства Купцовой О.О. является город Сыктывкар. В настоящее время Купцова О.О. сохраняет регистрацию по месту пребывания по адресу: ... На праве собственности Купцовой О.О. жилье не принадлежит, на праве социального найма пригодное для проживание жилое помещение не предоставлялось. Сведений об обеспечении государством Купцовой О.О. жилым помещением в порядке реализации её льготы в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суду не представлено. Согласно ст. 1 Закона РК №139-РЗ с 01.01.2011г. полномочиями по обеспечению граждан жильем в порядке ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделены органы местного самоуправления. Постановлением Республики Коми №18 от 17.02.2011г. утвержден Порядок и условия внесения органами местного самоуправления в Республике Коми граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми до 01.01.2011г., а также граждан, состоящих на учете в органах местного самоуправления в Республике Коми, в списки граждан, нуждающихся в помещениях муниципального жилищного фронда, предоставляемых по договорам социального найма. При отсутствии у Купцовой О.О. пригодного для проживания закрепленного жилого помещения, суд основывается на факте наличия у неё права на получение жилого помещения по заявленной льготе (сирота), которое в настоящее время подлежит реализации государством в порядке ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно положениям ст.8 Закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Как следует из содержания ст.13 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, определение порядка предоставления по договорам социального найма, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ). Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ). В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения», выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», право граждан на самостоятельный выбор своего места жительства не может быть ограничено иначе, чем на основаниях, предусмотренных законом. Учитывая, что постоянным местом жительства Купцовой О.О. избран г. Сыктывкар, реализация её законных гарантий на получение жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей, подлежит исполнению на территории г. Сыктывкара. В настоящее время полномочия по предоставлению жилых помещений сиротам в порядке реализации имеющихся у них льгот на территории г. Сыктывкара возложена на Администрацию МО ГО «Сыктывкар», в связи с чем обязанность по предоставлению Купцовой О.О. жилого помещения следует возложить на Администрацию МО ГО «Сыктывкар». Соответственно, в указанной части в иске к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Администрации МР «Корткеросский» и Администрации сельского поселения «Сторожевск» следует отказать. С учетом изложенного, а также того, что Постановлением Конституционного Суда Республики Коми часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41., на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» подлежит возложению обязанность по предоставлению Купцовой О.О. благоустроенного жилого помещения в г. Сыктывкаре на условиях социального найма вне очереди на состав семьи 1 человек общей площадью не менее 33 кв.м. Рассматривая требования Купцовой О.О. о признании недействительным Акта ... о передаче Агентством РК по социальному развитию её учётного дела в Администрацию МР «Корткеросский», обязании Администрации МР «Корткеросский» и Агентства РК по социальному развитию передать её учётное дело в АМО ГО «Сыктывкар», суд считает их не подлежащими удовлетворению, поскольку Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20.05.2011 пункт 2 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" признан соответствующим Конституции Республики Коми. Следовательно, передача учётного дела истицы по месту постановки её на соответствующий учёт произведена в рамках действующего законодательства. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Обязать АМО ГО «Сыктывкар» предоставить Купцовой О.О. на состав семьи ... человек вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома общей площадью не менее ... кв.м. в черте г.Сыктывкара по договору социального найма. В удовлетворении требований Купцовой О.О. к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Администрации МР «Корткеросский», Администрации сельского поселения «Сторожевск» о предоставлении жилого помещения, признании акта незаконным и обязании передать учётное дело отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий: Е.Е.Петрова Председательствующий: Е.Е.Петрова