о признании бездействия незаконным, обязании организовать мероприятия по приведению дороги в нормативное состояние



Дело № 2-3660/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд

В составе председательствующей судьи Петровой Е.Е.

При секретаре Романовой Л.П.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

29 июля 2011 года дело по заявлению прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределённого круга лиц к Дорожному агентству РК о признании бездействия незаконным, обязании организовать мероприятия по приведению дороги в нормативное состояние, и

У с т а н о в и л :

Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лица с иском к Дорожному агентству РК о признании бездействий в части нормативного содержания автомобильной дороги «...» незаконными, обязании организовать мероприятия по приведению указанной автомобильной дороги в нормативное состояние; ... установить дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу...

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены ОАО «Коми дорожная компания», Муниципальное образование сельского поселения «Помоздино», Агентство РК по управлению имуществом, Правительство Республики Коми, в качестве соответчика - Администрация МР «Усть-Куломский».

В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представители Дорожного агентства РК, Правительства Республики Коми, Администрации МР «Усть-Куломский» с исковыми требованиями не согласились.

Представители ОАО «Коми дорожная компания», Муниципальное образование сельского поселения «Помоздино», Агентство РК по управлению имуществом участия в деле не приняли.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что согласно акту составленного комиссией, созданной на основании постановления Администрации МР «Усть-Куломский» ..., на автомобильной дороге «...» ... отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу», ...

Все перечисленные нарушения не отвечают требованиям безопасности дорожного движения и являются прямым нарушением требований технических регламентов, препятствуют бесперебойному движению транспортных средств по автомобильной дороге и нарушают безопасные условия такого движения.

Распоряжением Правительства РК ... автомобильная дорога «...» была передана из государственной собственности Республики Коми в собственность муниципального образования «...».

Положениями статей 1, 4, 5 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

При этом под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 Закона).

В силу статьи 12 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (ст.ст. 1, 3).

При этом содержание автомобильных дорог должно осуществляться с соблюдением требований технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221 утвержден Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В указанном ГОСТе предусмотрены и изложены четкие требования к состоянию автомобильных дорог, так, проезжая часть дорог и улиц, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству; покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. (п. 3.1.1-3.1.3 ГОСТа).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41, часть 1). Тем самым предполагается, что государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы гарантировать гражданам осуществление данного конституционного права в полном объеме, в т.ч. к недопущению ситуаций, создающих потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья людей.

Однако выявленные нарушения норм федерального законодательства создают предпосылки повышения уровня возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что недопустимо и нарушает один из основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим норм и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со ст.13 указанного выше закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В силу положений ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог установлен Государственным стандартом ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. №221.

Положениями п.5 ч.1 ст.10 Устава муниципального образования муниципального района "Усть-Куломский" к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав приведенные нормы законодательства, судья считает подлежащим удовлетворению иск прокурора Усть-Куломского района об обязании организовать мероприятия по приведению указанной автомобильной дороги в нормативное состояние. При этом с учётом норм действующего законодательства и ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, указанную обязанность суд считает необходимым возложить на Администрацию муниципального образования муниципального района "Усть-Куломский" как собственника автомобильной дороги.

Соответственно, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к Дорожному агентству РК не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Обязать Администрацию муниципального района «Усть-Куломский» организовать мероприятия по приведению автомобильной дороги «...» в нормативное состояние: ....

В удовлетворении требований прокурора Усть-Куломского района к Дорожному агентству Республики Коми отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: Е.Е.Петрова

Председательствующий: Е.Е.Петрова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200