Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской федерации 17 августа 2011 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Дульцевой Ю.А., при секретаре Гут Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Генеральчик С.И. на бездействие ( отказ) прокуратуры г. Сыктывкара в проведении надлежащей проверки по заявлению в отношении ООО « ЖУК» и его должностных лиц; у с т а н о в и л : Генеральчик С.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия (отказа) прокуратуры г.Сыктывкара в проведении надлежащей проверки по ее заявлению и принятию соответствующих мер к ООО «ЖУК» и его должностным лицам. В обоснование заявленных требований указала, что ею в адрес прокуратуры г.Сыктывкара было направлено заявление, в котором она просила провести проверку законности и обоснованности действий ООО «Жилищная Управляющая Компания», выразившихся в начислении по кВ.... д.... по ул.... г.Сыктывкара платы за холодное водоснабжение и отведения ХВС в нарушение установленного соответствующими нормативными актами порядка расчета стоимости за эту коммунальную услугу. Так же просила принять меры прокурорского реагирования и привлечь ООО «ЖУК» и его должностных лиц к административной и уголовной ответственности. Согласно ответа прокуратуры г.Сыктывкара ., в действиях ООО «ЖУК» нарушений не усматривается, состав административного правонарушения отсутствует. Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми. В судебном заседании Генеральчик С.И. и ее представитель на удовлетворении жалобы настаивали по заявленным основаниям. Представитель прокуратуры г.Сыктывкара с жалобой не согласилась, указав, что прокурор действовал в рамках данных ему полномочий, в ходе проведения прокуратурой проверки оснований для привлечения ООО «ЖУК» к административной либо уголовной ответственности установлено не было, о чем Генеральчик С.И. дан ответ, в котором разъяснено, что в случае несогласия с принятым общим собранием собственников МКД решением об установлении порядка начисления платы за ХВС она вправе оспорить его в суде либо в целях пересмотра принятого решения инициировать проведение нового собрания по этому вопросу, т.к. в полномочия управляющей компании это не входит. Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми пояснила, что по жалобе заявителя также проводилась проверка в ходе которой факта завышения тарифов на холодное водоснабжение и отведения ХВС выявлено не было, при определении порядка начисления платы за эти виды услуг в д.... по ул.... г.Сыктывкара ООО «ЖУК» исходило из решения, принятого общим собранием собственников помещений указанного дома Заслушав стороны, исследовав материалы надзорного производства ... прокуратуры г. Сыктывкара, остальные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему выводу. Установлено, что Генеральчик С.И. обратилась в прокуратуру г.Сыктывкара (... .) с заявлением, в котором указывала на неправомерность действий ООО «ЖУК» по начислению ей как собственнику кВ.... д.... по ул.... г.Сыктывкара оплаты стоимости холодного водоснабжения и отведения ХВС, которое производится на основании решения собственников многоквартирного дома, проведенного в форме заочного голосования, с нарушением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307. Просила провести проверку в отношении ООО «ЖУК» и принять соответствующие меры прокурорского реагирования, а также привлечь ООО «ЖУК» и его должностных лиц к административной ответственности. В случае выявления факта подделки (фальсификации) протокола общего собрания собственников помещений в доме ... по ул...., ТСЖ «...», проведенного в форме заочного голосования привлечь виновных лиц к соответствующей уголовной ответственности. В ходе проведения проверки по заявлению Генеральчик С.И., прокуратурой г.Сыктывкара была запрошена информация в ООО «ЖУК», ОАО «...». По результатам проведенной проверки прокуратурой г.Сыктывкара Генеральчик С.И. направлен ответ., из которого следует, что оснований для привлечения ООО «ЖУК» к административной ответственности по ст.14.6 КоАП РФ не установлено, т.к. начисление платы за услуги холодного водоснабжения управляющей компанией ООО «ЖУК» производится во исполнение внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ... по ул.... согласно которого определено до установки приборов учета всеми собственниками, распределять разницу между показаниями общедомового прибора учета и квартирными приборами, между квартирами без счетчиков по количеству проживающих. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В соответствии с указанным Федеральным законом обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч.1 ст.9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, а также даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункты 1 и 4 ч.1 ст.10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3 ст.5); ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (пункт 3 ст.10). Установленный Федеральным законом №59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Согласно ст.10 Федерального закона, в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. В целях установления в системе прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 декабря 2007 года № 200 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации. Положения данной Инструкции распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства. Согласно п. 6.5 Инструкции, при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован и понятен. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. В прокуратурах субъектов Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении первичных обращений граждан принимает начальник управления и отдела, при повторном обращении в связи с отказом в удовлетворении требований - заместитель прокурора, прокурор или лица, их замещающие. Они же подписывают ответы заявителям. Согласно ст. 27 Закона РФ от 17.01.1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона (п. 1). При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом (п. 2 ст.27). В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях (п. 3 ст.27). В соответствии с ч.1 ст.28.1 КоАП РФ установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются в том числе сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса) (п.3). Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ч. 3 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Статьей 28.3 КоАП РФ предусмотрен перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Частью 1 ст.28.4 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58, 5.59, 7.24, частью 2 статьи 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, 13.27, 13.28, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 14.35, частью 1 статьи 15.10, частью 5 статьи 15.27, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Статьей 21 ФЗ №2202-1 установлено, что предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте (ч.1). При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. (ч.2). В полномочиях прокурора, предусмотренных ст. 22 Федерального закона, определено, что прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. Таким образом, из анализа приведенных норм в совокупности с доказательствами, содержащимися в материалах надзорного производства, следует вывод, что основания для возбуждения административного дела и привлечения ООО «ЖУК» и его должностных лиц к административной ответственности по ст.14.6 КоАП РФ у прокурора отсутствовали, так как фактов нарушения установленного порядка ценообразования коммунальных услуг ( завышения тарифов) и неправомерного начисления оплаты ЖКУ установлено не было. Кроме того, как следует из ответа прокурора, вопрос об отмене решения общего собрания собственников МКД ... по ул.... г.Сыктывкара на основании которого ООО « ЖУК» производятся начисления оплаты за ЖКУ, относится к компетенции самих собственников указанного МКД, а в случае спора между ними – к компетенции суда. Указанные выводы проверки соответствуют нормам действующего законодательства, поскольку согласно пункту 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Из содержания указанной нормы возможность ее расширительного толкования не следует. Таким образом, ни нормы ЖК РФ, ни условия договора управления многоквартирным домом ... по ул.... г.Сыктывкара не предусматривают право управляющей компании оспаривать решения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме. Ответ прокурора г.Сыктывкара соответствует п.6.5 Инструкции, согласно которой при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован и понятен. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. В прокуратурах субъектов Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении первичных обращений граждан принимает начальник управления и отдела, при повторном обращении в связи с отказом в удовлетворении требований - заместитель прокурора, прокурор или лица, их замещающие. Они же подписывают ответы заявителям. В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности. Оснований, перечисленных в ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, для признания незаконными действий прокуратуры г.Сыктывкара не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявления Генеральчик С.И. следует отказать. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении жалобы Генеральчик С.И. на бездействие ( отказ) прокуратуры г. Сыктывкара в проведении надлежащей проверки по заявлению в отношении ООО « ЖУК» и его должностных лиц – отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней с момента изготовления его мотивированной части. Судья - Ю.А. Дульцева