об оспаривании отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами государственного сертификата на материнский ( семейный) капитал, возложении обязанности по направлению средств материнского капитала



Дело № 2-6622/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации

25 августа 2011 года

Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Черкасовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Турубановой Н.В. к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре РК об оспаривании отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами государственного сертификата на материнский ( семейный) капитал, возложении обязанности по направлению средств материнского капитала;

у с т а н о в и л :

Турубанова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре (далее по тексту УПФ) о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре ... об отказе в удовлетворении ее заявления о направлении средств материнского капитала и обязании ответчика направить средства материнского капитала на улучшение жилищных условий путем оплаты строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ...

В судебном заседании Турубанова Н.В. исковые требования поддержала, указывая, что причиной отказа явились незначительные упрощения в указании адреса объекта аренды и другие легко устранимые неточности в оформлении документов, а также категория земель, в составе которых расположен земельный участок. Кроме того, по требованию УПФР разрешение на строительство было оформлено ею дважды: на бланке старого и нового образца, при этом в АМОГО « Сыктывкар» ей поясняли, что выданные разрешения на строительство старого образца действительны и переоформлять их не нужно. После выполнения требований о получении разрешения нового образца в организации ответчика потребовали вновь оформить и нотариальное обязательство.

АМОГО « Сыктывкар», привлеченной к участию в деле, представитель для участия в судебном заседании направлен не был.

Представитель УПФ в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Заслушав объяснения явившихся сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Постановлением Главы Администрации г.Сыктывкара утверждена схема расположения земельного участка площадью ... кв.м. в составе земель промышленности и земель иного специального назначения, указанный земельный участок по адресу: п предоставлен Г.Н. в аренду для строительства индивидуального жилого дома.

Во исполнение указанного постановления между АМОГО « Сыктывкар» и Г.Н. был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: ...

По акту приема- передачи указанный земельный участок под кадастровым ... был передан Г.Н.

Заключенный сторонами договор аренды ... в установленном законом порядке зарегистрирован УФРС по РК.

По договору уступки права аренды Г.Н. передала принадлежащее ей по договору ... право аренды Е.А.

По договору уступки права аренды Е.А. права арендатора по договору ... были переданы Турубановой Н.В.

Договор уступки и договор уступки также зарегистрированы в УФРС по РК ( записи о регистрации .).

** ** ** истице АМОГО « Сыктывкар» было выдано разрешение на строительство объекта « индивидуальный жилой дом», на площади земельного участка ... кв.м., расположенного по адресу: ...

На основании указанного разрешения, Турубановой Н.В. было оформлено нотариальное обязательство оформить права на указанное жилое помещение в долевую собственность всех членов семьи ( включая супруга и двоих н\л детей) с определением размера долей по соглашению сторон в течение ... месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства.

Кроме того, Турубановой Н.В. вновь было выдано разрешение на строительство того же объекта- « ...», на площади земельного участка ... кв.м., расположенного по адресу: ...

** ** ** Турубановой Н.В. был выдан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал ....

** ** ** истица обратилась в УПФ с заявлением о направлении средств материнского капитала на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ... предоставив в числе необходимых, все перечисленные выше документы.

Решением УПФ ... Турубановой Н.В. было отказано в удовлетворении ее заявления о распоряжении материнским капиталом со ссылкой на п.2 ч.2 ст.8 Федерального Закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что из содержания представленных документов усматривается, что земельный участок выделен из категории земель промышленности и иного специального назначения, т.е. не может быть использован для целей жилищного строительства без перевода его в другую категорию земель, а также отсутствие в указании адреса местонахождения земельного участка слов « г. Сыктывкар», указание в нотариальном обязательстве № разрешения на строительство

Рассматривая вопрос о правомерности отказа ответчика и обоснованности заявленных требований, суд исходит из следующего.

Государственный сертификат на материнский ( семейный) капитал - это именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки, установленные Федеральным Законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Из преамбулы Федерального Закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следует, что данный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Таким образом, как следует из названия закона и его цели, закрепленной в преамбуле, дополнительные к уже установленным в законодательстве Российской Федерации меры государственной поддержки семей, предоставляются семьям, имеющим более одного ребенка. Цель Федерального Закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ реализуется в его конкретных статьях.

Согласно п.п.1 ч.3 ст.7 Закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе по направлению - улучшение жилищных условий. Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 7 Закона).

В соответствии с п.п.2 п.1 ст.10 Закона, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат (часть 1 в ред. Федерального закона от 28.07.2010 N 241-ФЗ).

При этом, как следует из п.1.1. ст.10, часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке:

1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного срочного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;

2) копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге);

3) копии свидетельства о праве собственности лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции;

4) письменного обязательства лица (лиц), на которое (которых) оформлено разрешение на строительство, в течение шести месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

Согласно ст.8 Закона в удовлетворении заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом может быть отказано в случае нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении.

Принимая решение об отказе истице в направлении материнского капитала на улучшение жилищных условий путем оплаты строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ... ответчик не учел следующее.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием. Отсюда следует, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект. Государством Турубановой Н.В. при рождении второго ребенка гарантированы дополнительные меры поддержки в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь семьи с учетом единовременности реализации представленного законом права, а истицей избран именно заявленный способ улучшения жилищных условий семьи - путем оплаты строительства индивидуального жилого дома по адресу: ...

Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", перевод земель специального назначения в другую категорию осуществляется без ограничений. Это обусловлено тем, что особой ценностью такие земли не обладают. Исключениями из правила являются случаи, если переводятся земли, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу. В этом случае для перевода необходим утвержденный проект рекультивации.

Как следует из п.3 ст. ст.87 ЗК РФ, в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации расположенных на них объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, а равно землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Таким образом, выделение истице под жилищное строительство земельного участка из состава таких земель, не исключает возможности его дальнейшего использования по определенному в Постановлении назначению и перевода земель из одной категории в другую.

Принимая во внимание условия заключенных и прошедших государственную регистрацию договора аренды, договоров уступки права аренды, условия которых не оспаривались и не оспорены в настоящее время, отсутствие возражений АМОГО « Сыктывкар» по вопросу предоставления земельного участка для целей жилищного строительства, суд полагает, что указанные в решении об отказе обстоятельства не могут являться препятствием для реализации истицей права на получение мер государственной поддержки.

Перечисленные в п.1.1. ст.10 Федерального закона от 28.07.2010 N 241-ФЗ документы истцом представлены в полном объеме, наличие технических ошибок и неточностей в договоре аренды не изменяет его предмета и существа условий, разрешение на строительство также выдано в отношении одного и того же объекта строительства, является действительным не зависимо от даты выдачи.

Из представленных суду доказательств усматривается, что жилое помещение, строящееся с привлечением средств материнского капитала, идентифицируется во всех представленных документах как один и тот же объект, целью строительства является его создание с последующим приобретением в собственность родителей и их несовершеннолетних детей, что соответствует целям, определенным Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В соответствии со ст.12 ГК РФ, лицо вправе самостоятельно выбрать способ защиты своего права, в связи с чем, заявленные исковые требования представляются суду обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре РК ... об отказе в удовлетворении заявления Турубановой Н.В. о распоряжении средствами материнского капитала.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре РК направить средства материнского капитала Турубановой Н.В. на улучшение жилищных условий путем оплаты строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ...

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части.

Судья - Ю.А. Дульцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200