Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской федерации 26 августа 2011 года Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А., при секретаре Койковой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Койгородского района в интересах Суржиковой М.С. к Администрации МО МР « Койгородский», Администрации МОГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья, у с т а н о в и л : Прокурор Койгородского района, действуя в интересах Суржиковой М.Р., обратился в суд с иском к АМО ГО «Сыктывкар», Администрации МОМР «Койгородский » о предоставлении жилья, указывая, что она относится с категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, места для постоянного проживания не имеет, была поставлена на учет на получение жилья по категории «дети-сироты» Агентством РК по социальному развитию, т.к. являлась учащейся ГАОУСПО РК « Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова», постоянно зарегистрирована по месту жительства в квартире попечителя в ... жильем до настоящего времени не обеспечена. В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении первоначально заявленного иска к Администрации МОМР «Койгородский », Суржикова М.С. исковые требования поддержала, уточнив их, указала, что она претендует на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения на территории МО МР « Койгородский», от требований, изначально предъявленных к указанному ответчику, не отказывалась. На момент рассмотрения дела срок ее временной регистрации в г.Сыктывкаре истек и проживать далее в данном населенном пункте она не намерена. Представитель АМО ГО «Сыктывкар», не оспаривая субъективное право истца на получение жилья на условиях социального найма вне очереди, пояснил, что учетное дело в АМО ГО «Сыктывкар» не передавалось, права истца подлежат реализации по избранному ею месту жительства т.е. на территории МР «Койгородский ». Администрация МОМР «Койгородский» своего представителя для участия в судебном заседании не направила, дело рассмотрено при имеющейся явке. Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему. Установлено, что Суржикова М.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пригодного для постоянного проживания жилого помещения не имеет, т.к. заключением ... закрепленное за ней жилое помещение по адресу: ... признано непригодным для проживания. Приказом Агентства РК по социальному развитию ... Суржикова М.С. была поставлена на учет на получение жилья по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Постановлением главы МОМР « Койгородский» ... Суржикова М.С. принята на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений про договорам социального найма на территории данного района. Учетное дело истца в АМО ГО «Сыктывкар» не передавалось, в АМО ГО «Сыктывкар» Суржикова М.С. на учет поставлена не была. Как пояснила истица, она не имеет ни постоянной, ни временной регистрации в г.Сыктывкаре, ее пребывание в данном населенном пункте носит временный характер. На территории Койгородского района проживает семья ее сестры, она намерена проживать там же, чтобы сохранить существующие родственные связи и поддержку семьи в связи с предстоящим рождением ребенка. Федеральным Законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой ( попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства ( абз.2 п.2 ст.8). При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством ( ст.4) и являются расходными обязательствами РФ. Законом Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ « О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» ( ст.3) установлено, что включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее - список), осуществляется органом местного самоуправления: 1) по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения; 2) по месту нахождения закрепленного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, имеющих закрепленное жилое помещение, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания; 3) по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья, иное) - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми, а также граждан, местом выявления и первичного учета которых являются населенные пункты, признанные в установленном порядке закрывающимися. Постановлением Конституционного Суда РК от 20.05.2011 п.1 ч.1 ст.3 Закона РК от 22.11.2010 № 139-РЗ в той мере, в какой он допускает включение не имеющих закрепленного жилого помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма по месту выявления и первичного учета указанных лиц на территории Республики Коми, а также позволяет игнорировать принцип реальной направленности оказания социальной помощи и не учитывать законные интересы граждан, обеспеченные федеральным законодательством, был признан не соответствующим Конституции Республики Коми, ее ст.17 ( ч.1 и 2), 64 ( ч.2) и 65 ( ч.1). Как было установлено в ходе судебного разбирательства, на момент выявления Суржиковой М.С. как лица, оставшегося без попечения родителей, она проживала у своего попечителя с ** ** ** О.В., зарегистрированной по адресу: ..., откуда выезжала на учебу в г.Сыктывкар. Этот же населенный пункт являлся местом ее постоянного проживания и на момент постановки на учет на получение жилья в Агентстве РК по социальному развитию, поскольку постоянной регистрации по месту жительства в г. Сыктывкаре истица никогда не имела. На дату рассмотрения спора истица продолжает сохранять тесные социальные связи со своими родственниками, проживающими в .... Как свидетельствуют материалы дела, в установленном законом порядке от требований, первоначально заявленных к АМОМР «Койгородский », Суржикова М.С. не отказывалась настаивает на их удовлетворении. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд исходит из действительности Постановления ... и полагает что удовлетворение заявленного к АМОМР «Койгородский » иска соответствуют принципу реальной направленности оказания социальной помощи, поскольку учитывает законные интересы заявителя, фактически не утратившей устойчивых социальных связей в месте, где она была поставлена на учет. Оценивая добытые по делу доказательства, суд полагает, что право истицы на обеспечение жильем из состава муниципального жилищного фонда в порядке п.п. 2 п. 2, п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законов Республики Коми № 54-РЗ от 04.07.2006 года, N 139-РЗ от 22.11.2010г., находит свое подтверждение в материалах дела. Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Данное право не может быть ограничено либо поставлено в зависимость от каких- либо обстоятельств формального характера, поскольку закон прямо гарантирует данной категории граждан получение жилья во внеочередном порядке. С учетом изложенного, при вынесении решения по делу следует обязать АМОМР «Койгородский » предоставить Суржиковой М.С. жилое помещение вне очереди. Законом РК от 04.07.2006г. №54-РЗ « О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда РК по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» определено, что дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также лица из числа указанных категорий, не имеющие закрепленного жилья, подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда РК по договорам социального найма в порядке, установленном ЖК РФ ( ст.1, 10 Закона). Определяя характеристики жилого помещения, суд исходит из норм, установленных Законом Республики Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ. При этом суд исходит из того, что ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность органов исполнительной власти по обеспечению вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм непосредственно только само лицо, подпадающее под категорию детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В связи с чем, при вынесении решения по делу на ответчика следует возложить обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма вне очереди общей площадью не менее 33 кв.метров. Суд полагает, что реализация Суржиковой М.С. права на внеочередное получение жилья должна производиться по избранному ею месту жительства – на территории МОМР «Койгородский ». Обязанность по реализации данного права соответственно следует возложить на АМОМР «Койгородский », отказав Суржиковой М.С. в иске к Администрации МОГО «Сыктывкар», поскольку предоставленное законом право может быть реализовано только один раз, т.е. на территории одного муниципального образования. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать Администрацию МОМР «Койгородский » предоставить Суржиковой М.С. на условиях социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение на территории МОМР «Койгородский » общей площадью не менее ... кв.м. В удовлетворении заявленных исковых требований к Администрации МОГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части. Судья - Ю.А.Дульцева