о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, обязании предоставить единовременную денежную выплату



Дело № 2- 6868/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации

16 августа 2011 года

Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Гут Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кармановой А.Е. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, обязании предоставить единовременную денежную выплату,

у с т а н о в и л :

Карманова А.Е. обратилась в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию, оспаривая законность приказа об отказе в предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, также просила обязать ответчика предоставить ей указанную социальную выплату.

В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой участника ВОВ, нуждается в улучшении жилищных условий, однако ответчик необоснованно и неправомерно отказывает ей в постановке на соответствующий учет и получении выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Карманова С.И.

Истица просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, направив представителя, настаивавшего на удовлетворении ее требований по заявленным основаниям.

Представитель истца в судебном заседании пояснил, что его доверительница Карманова А.Е. проживает в кВ.... д.... по ул. ... г.Сыктывкара по договору безвозмездного пользования, заключенному ею с Кармановой С.И. на срок до ** ** **., т.е. правом постоянного пользования данным жилым помещением в силу норм ст.292 ГК РФ, не обладает, другого жилья для проживания не имеет.

Карманова С.И. исковые требования поддержала, указывая, что в кВ.... д.... по ул. ... г.Сыктывкара не проживает и не зарегистрирована, брак между нею и сыном истицы А.С. в настоящее время расторгнут.

Представитель ответчика с требованиями истца не согласился, указывая, что истица своего места жительства по адресу: г.Сыктывкар, ул. ..., ..., не меняла с 1970г., прав в отношении данной квартиры не утратила т.е. не подтвердила свое право на получение единовременной денежной выплаты, принимая во внимание количество проживающих в кВ. ... д.... по ул. ... г.Сыктывкара ( 2 человека), на долю истицы приходится 31,1 кв.м. общей площади, что больше учетной нормы, в связи с чем, отказ является обоснованным. Кроме того, представителем указывалось на то, что Карманова А.Е. ухудшила свои жилищные условия, т.к. на полученные от продажи принадлежавшей ей квартиры денежные средства другого жилого помещения не приобрела.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Карманова А.Е. относится к категории граждан «инвалиды Войны, участники Великой Отечественной войны» и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст.14,15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах».

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем данной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 Федерального закона.

Согласно указанной нормы Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14, 16 и 21 Федерального закона № 5-ФЗ, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Во исполнение федерального законодательства был принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки», который установил, что формой обеспечения жильем граждан, относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального Закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление им в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Соответствующие социальные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете. Предоставление выплат отнесено к полномочиям Агентства Республики Коми по социальному развитию в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58.

Согласно п.3 утвержденного Порядка формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.4.15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах», производится Агентством Республики Коми по социальному развитию на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления, в порядке очередности в соответствии с республиканским списком по дате постановки граждан на учет в органах местного самоуправления.

Участники ВОВ и приравненные к ним лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Истица ранее меры социальной поддержки в виде предоставления жилья либо выплаты на его приобретение не получала.

11.04.2011г. истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, указывая, что проживает в кВ.... д.... по ул. ... г.Сыктывкара, в жилом помещении, не принадлежащем ей на праве собственности.

После получения заявления Кармановой А.Е. с приложением необходимого перечня документов, Приказом Агентства РК по соцразвитию истице было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Как следует из содержания приказа, основанием к принятию такого решения послужило то обстоятельство, что согласно паспортным данным, по адресу: г.Сыктывкар, ул. ..., ... истица проживает с 24.01.1970г. и по настоящее время, следовательно, право пользования данной квартирой ею не утрачено.

Рассматривая правомерность принятого решения, суд исходит из следующего.

Как достоверно свидетельствуют материалы дела и не оспаривалось сторонами, с 24.01.1970г. истица проживает и постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: г.Сыктывкар, ул...., .... Указанная квартира в доме жилищно- строительного кооператива, общей площадью 62,3 кв.м., в полной доле принадлежала истице и была отчуждена ею в собственность ее невестки Кармановой С.И. по договору купли- продажи за ... рублей.

В настоящее время Карманова А.Е. проживает на указанной жилой площади по договору безвозмездного пользования, заключенному между ней и Кармановой С.И. на срок до ** ** **. Иного жилья в собственности либо по договору найма не имеет. Брак между Кармановой С.И. и сыном истицы А.С. расторгнут в органах ЗАГС Карманова С.И. проживает и с 23.10.2003г. зарегистрирована по месту жительства в кВ.... д.... по ул. ... г. Сыктывкара совместно со своими детьми. Таким образом, в кВ.... д.... по ул. ... г.Сыктывкара сохраняют регистрацию по месту жительства Карманова А.Е. и ее сын А.С., которые собственниками данного объекта в какой- либо доле не являются.

В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что до 2003г. истица была обеспечена жилым помещением, после отчуждения принадлежавшей ей квартиры какого-либо иного жилого помещения для себя не приобрела, проживает в кВ.... д.... по ул. ... г.Сыктывкара на основании договора, заключенного с новым собственником. Право собственности Кармановой А.Е. на кВ.... д.... по ул. ... г.Сыктывкара прекращено , таким образом, по правилам ст.53 ЖК РФ она не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий лишь до ** ** **.

Как следует из обстоятельств дела, истец совершила действия по отчуждению своего жилья значительно ранее, чем за пять лет до подачи ею заявления о получении единовременной денежной выплаты, принятия ответчиком оспариваемого решения и рассмотрения настоящего иска.

При этом с 2003г. жилищные условия истца не претерпели изменений, имеющих значение для решения вопроса о нуждаемости в улучшении жилищных условий, т.к. с указанного времени она перестала являться собственником какого- либо жилого помещения, пригодного для проживания.

Критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона, выступает принцип недопустимости ухудшения правового положения личности, ограничения ее субъективных прав, уже возникших и существовавших в конкретных правоотношениях.

Закон Российской Федерации «О ветеранах», закрепляя в развитие конституционных положений гарантии обеспечения категорий лиц, им предусмотренным, относит к их числу право на жилище в виде предоставления гражданам, относящимся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального Закона «О ветеранах» за счет государства единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, соответствующего их заслуженному статусу. При принятии своих решений о предоставлении либо отказе в предоставлении ЕДВ уполномоченный Правительством субъекта РФ орган обязан соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе давать такую оценку новому регулированию, которая заведомо ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже признанные и существовавшие в конкретных правоотношениях. Соблюдение указанных принципов применительно к регламентации порядка рассмотрения вопросов о предоставлении ЕДВ как гарантии материального и социального обеспечения ветеранов, означает недопустимость распространения новых правил на сложившиеся правоотношения, в том числе недопустимость принятия решений о признании гражданина не нуждающимся в улучшении жилищных условий при наличии иного решения правомочного лица – органа местного самоуправления. Установление же менее благоприятных условий предоставления гарантий материального и социального обеспечения ветеранам решением уполномоченного на решение вопросов о предоставлении ЕДВ, по сравнению с решением органа местного самоуправления, по своему значению в системе правового регулирования практически означает снижение уровня самих гарантий, что, по смыслу статей 55 (части 2 и 3) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации и в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, не может быть признано допустимым. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, любое решение об ограничении прав граждан должно отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, быть объективно оправданным, обоснованным и преследовать конституционно значимые цели.

Как следует из материалов рассматриваемого дела, в своей собственности истец каких-либо жилых помещений, пригодных для проживания, не имеет на протяжении 8 лет.

Согласно п.1 ч.1 ст.51 Жилищного Кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно положениям п.2 ст.30 ЖК РФ, собственник вправе предоставить во владение или в пользование принадлежащее ему жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.

В настоящее время истица собственным жильем не обеспечена, при вселении в занимаемое жилое помещение, между нею и его собственником был заключен договор найма, что не является гарантией обеспечения ее жильем на постоянной основе.

По общему правилу, в соответствии с ч.4 ст.31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника, а также прежний собственник утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае новый собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

Кроме того, к членам семьи гражданина законом прямо отнесены супруг (супруга), дети и родители. Карманова А.Е. по отношению к Кармановой С.И. является бывшей свекровью, совместно с ней не проживает, общего хозяйства не ведет, соответственно, не может быть отнесена к членам ее семьи.

Таким образом, само по себе заключение между ними с 2006г. договоров найма, по мнению суда, не могло каким-либо образом ухудшить жилищные условия истицы, т.к. и при отсутствии такого договора новый собственник вправе требовать выселения прежнего собственника жилого помещения, а равно, лица, которое перестало являться членом его семьи либо если отпали иные основания к проживанию этого лица в принадлежащем собственнику жилом помещении. При отчуждении квартиры ее собственником истец также подлежит выселению по требованию нового владельца в силу норм ст.292 ГК РФ.

При таких обстоятельствах, размер общей площади кВ.... д.... по ул.... г.Сыктывкара, приходящейся на каждого из проживающих, правового значения для дела не имеет. Договор купли- продажи указанного объекта в установленном порядке никем не оспорен, прошел процедуру государственной регистрации, при рассмотрении дела суд исходит из действительности его условий.

Суд полагает, что при установленных по делу обстоятельствах оснований для вывода об отсутствии у Кармановой А.Е. после даты ** ** ** нуждаемости в улучшении жилищных условий и права на получение единовременной денежной выплаты не имеется.

Оценив собраннее по делу доказательства применительно к установленным обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным Приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию об отказе в предоставлении Кармановой А.Е. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию предоставить Кармановой А.Е. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части.

Судья - Ю.А.Дульцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200