Дело № 2-6447/11 Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Марковой Г.Н., при секретаре Дуркиной Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 08 сентября 2011 года дело по иску Костина Н.А. к ФГУ Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Коми о признании незаконным решения о внесении изменений в индивидуальную программу реабилитации, обязании исключить из индивидуальной программы реабилитации изменения, внесенные 18 мая 2011 года, взыскании судебных расходов, у с т а н о в и л: Костин Н.А. обратился в суд с иском к ФГУ Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Коми о признании незаконным решения экспертного состава МСЭ и исключении изменений из ИПР .... В обоснование иска указал, что ИПР ... (карта ... к акту освидетельствования ... ) предусмотрено произвести реабилитационные мероприятия, в том числе обеспечить ... ее ремонт, по необходимости замену .... Ответчик без направления на медико – социальную экспертизу известил письмом от 18 мая 2011 года об исключении п. 5 перечня ИПР и дополнения перечня п. 21 «...». Ответчик ФГУ Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Коми представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что учреждение по собственной инициативе проводит повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в бюро, на наличие оснований изменяет либо отменяет решения бюро, разрабатывает и корректирует ИПР .... Внесение в ИПР конкретных моделей и марок технических средств неправомерно, в ИПР должны быть указаны ... необходимые размеры и функциональные требования. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ – РО Фонда социального страхования РФ по РК. В судебном заседании истец на иске настаивает, позиция истца поддержана его представителем. Представители ответчика иск не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях. Представитель третьего лица считает требования не подлежащими удовлетворению. Выслушав доводы сторон, допросив свидетеля, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, допросив свидетеля, обозрев дело освидетельствования во ВТЭК, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Согласно ч. 4 ст. 11 Закона, объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В силу ч. 5 ст. 11 Закона индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами. Понятие технических средств реабилитации инвалидов дано в ст. 11.1 Закона, согласно которой к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для передвижения (кресла-коляски). Перечень технических средств реабилитации утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду». К техническим средствам реабилитации относятся, в том числе, кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные. ИПР ... Костина Н.А. (карта ... к акту освидетельствования ... ) предусмотрено обеспечение техническим средством реабилитации: ... ** ** ** ФГУ Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Коми в связи с обращением ФСС принято решение об исключении п. 5 перечня ИПР и дополнения перечня п. 21 «...». Из объяснений истца при рассмотрении дела следует, что по его просьбе филиал ... ФГУ Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Коми внес в ИПР средство реабилитации – ... Ранее в ИПР марка и производитель ТСР эксперты не указывали, в связи с чем его обеспечивали ТСР, оснащенным слабым аккумулятором, имеющем малую проходимость. Свидетель М.Ф., допрошенный по ходатайству истца, суду показал, что работает в должности ... ... ... не обеспечивали, ... модели имеет большую проходимость и дальность хода, более надежно в эксплуатации. При рассмотрении дела установлено, что внесение в ИПР транспортного средства реабилитации с указанием марки и производителя не предусмотрено действующим законодательством, поскольку ИПР должна содержать реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технические средства реабилитации и услуги. Довод истца о нарушении ответчиком процедуры внесения изменений в ИПР судом во внимание не может быть принят, поскольку согласно п. 6 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009 N 906н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" Главное бюро выполняет следующие функции: проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро; в случае проведения освидетельствования устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, а также разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. В данном случае оформление направления на медико – социальную экспертизу не требовалось, поскольку в соответствии с п. 9 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации", при необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида). Статья 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закрепляет, что нуждаемость освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, определяется на основе оценки ограничений жизнедеятельности с учетом клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных освидетельствуемого лица, пункты 38, 39, 41 Правил признания лица инвалидом устанавливают необходимость оформления направления на медико-социальную экспертизу и прохождение медико-социальной экспертизы в связи с изменением состояния здоровья. Ответчик ФГУ Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Коми, не составляя новую индивидуальную программу реабилитации, внес в ИПР истца соответствующие поправки, откорректировав ИПР. Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца, поскольку ответчик ФГУ Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Коми не допустил нарушений действующего законодательства. На основании вышеизложенного, суд считает необходимым отказать Костину Н.А. в удовлетворении иска к о признании незаконным решения о внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации, обязании исключить из индивидуальной программы реабилитации изменения, внесенные 18 мая 2011 года. Не подлежит удовлетворению в соответствии со ст. 100 ГПК РФ производное требование истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере ... руб. Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Костина Н.А. к ФГУ Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Коми о признании незаконным решения о внесении изменений в индивидуальную программу реабилитации, обязании исключить из индивидуальной программы реабилитации изменения, внесенные 18 мая 2011 года, взыскании судебных расходов – отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий Г.Н. Маркова . Председательствующий Г.Н. Маркова