Дело № 2-7315/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Олейника И.И. при секретаре Поповой Т.А., с участием представителя ответчика Кашкиной Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 13 сентября 2011 года гражданское дело по иску Князева Ю.А. к министру внутренних дел по Республике Коми Жуковскому А.Н., заместителю министра внутренних дел по Республике Коми Коновалову А.А., Министерству внутренних дел по Республике Коми о признании бездействия незаконным, обязательстве предоставить ответ, взыскании компенсации морального вреда, установил: Князев Ю.А. обратился в суд с иском к министру внутренних дел по Республике Коми Жуковскому А.Н., заместителю министра внутренних дел по Республике Коми Коновалову А.А., Министерству внутренних дел по Республике Коми, в котором просил признать незаконным бездействие ответчиков по предоставлению ему полного, всестороннего, объективного и по существу ответа на обращение , обязать предоставить ответ, взыскать ... руб. компенсации морального вреда. Истец в судебное заседание не явился, извещен, с учетом положений ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель МВД по Республике Коми с иском не согласилась, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку на поставленные в обращении вопросы истцу был дан полный обоснованный ответ. Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что в МВД по Республике Коми поступило заявление Князева Ю.А. следующего содержания: «Прошу провести служебное расследование в отношении бездействия начальника ГИБДД УВД по г.Сыктывкару по обеспечению в г.Сыктывкаре безопасного передвижения пешеходов, по предотвращению потенциально аварийных ситуаций и исключению претензий ГИБДД к пешеходам г.Сыктывкара, вынужденных из-за бесконтрольности ГИБДД нарушать правила дорожного движения ввиду, в частности: регулярного перекрытия пешеходных переходов пассажирскими автобусами на остановках на ул.... с одновременным закрытием автобусами видимости светофоров; устройства опасного пешеходного перехода у выезда с ... на ул.... между домами №... и №...; регулярной автостоянки транспортных средств на тротуарах у входа ... со стороны ул...., у торгового центра «...» и зданий по адресам: ул...., ..., ул...., ..., ул...., ... и в других местах. Список опасных мест может быть продолжен десятками иных примеров. В связи с изложенным прошу сообщить о количестве ежедневно выносившихся в 2010-2011 гг. постановлений по делам об административных правонарушениях, допускавшихся: водителями автобусов на ул...., водителями легковых автомобилей у ... на ул...., у зданий по ул...., ..., ул...., ... и ул...., ...; гражданами, произвольно без соблюдения правил пересекающих ... и ее проезжую часть в зоне видимости пешеходного перехода между домами №... и №... по ул..... Прошу сообщить причины, по которым граждане должны указывать начальнику ГИБДД по г.Сыктывкару о бесконтрольно совершаемых нарушениях ПДД и неудачной дорожной разметке и дислокации дорожных знаков. Почему больше года не реагирует начальник ГИБДД по г.Сыктывкару на постоянно допускаемые правонарушения и направленное ему обращение? Почему в ГИБДД процветают аморальные, недостойные правоохранительных органов двойные стандарты, когда всякого рода чиновники, местные депутаты и министры спокойно без соблюдения правил пересекают ... и ее проезжую часть в зоне видимости пешеходного перехода между домами №... и №... по ул.... – при стоящей в 30 метрах патрульной машине, причем на стоянке, предназначенной для посетителей приемной Президента РФ в РК? Для чего при бездействии ГИБДД в центре города был устроен этот муляж – декоративный пешеходный переход? Почему не реагирует ГИБДД на регулярную стоянку автомашин на тротуаре и на пешеходной разметке на углу улиц ... и ... у дома №... по ул....? Кого так трусливо опасаются в ГИБДД – партийных функционеров из «...»? Разве ГИББД перешла в подчинение указанной партии и не подотчетна министру внутренних дел? Прошу сообщить о причинах многолетнего бездействия ГИБДД по контролю: за стоянками транспортных средств в не положенных местах, за наличием неудачной и отсутствием необходимой разметки и дорожных знаков на улицах г.Сыктывкара, за устройством явно опасных пешеходных переходов и, как следствие, провоцированием пешеходов на нарушение правил, что можно оценивать как умышленное бездействие ГИБДД для создания и сохранения коррупциогенных ситуаций, удобных нечистым на руку работникам ГИБДД. Вообще складывается впечатление, что начальник ГИБДД по г.Сыктывкару, начальник ГИБДД по Республике Коми и начальник УВД по г.Сыктывкару редко бывают в городе или перемещаются по городу с закрытыми глазами. Может быть тогда министерским приказом обязать начальника ГИБДД по г.Сыктывкару, начальника ГИБДД по Республике Коми и начальника УВД по г.Сыктывкару хотя бы раз в неделю выходить в город? И когда Ваши подчиненные вернут свою неотработанную зарплату в бюджет? Дополнительно прошу сообщить о количестве ежедневно выносившихся в 2010-2011 гг. дисциплинарных взысканий на работников ГИБДД УВД по г.Сыктывкару за их бездействие и бесконтрольность. На основании упомянутых и иных фактов, включая открытые сообщения в интернете, прошу немедленно отстранить от занимаемой должности начальника ГИБДД по г.Сыктывкару и привлечь его, начальника ГИБДД по Республике Коми и начальника УВД по г.Сыктывкару (за бесконтрольность за подчиненными) к дисциплинарной ответственности. Дальнейшее пребывание начальника ГИБДД по г.Сыктывкару на занимаемой должности оцениваю как недопустимое и порочащее правоохранительные органы. Ведь с такими работниками как начальник ГИБДД по г.Сыктывкару, начальник ГИБДД по Республике Коми и начальник УВД по г.Сыктывкару созданная полиция заранее теряет доверие и уважение граждан и не может надеяться на помощь граждан. Направляю Вам часть фотографий, подтверждающих неудовлетворительную работу ГИБДД. При непринятии надлежащих организационных и кадровых решений министру МВД РФ и президенту РФ будут направлены жалобы на бездействие МВД по Республике Коми со ссылкой на другие более наглядные факты халатности ГИБДД и на невозможность сохранения трех упомянутых должностных лиц в составе полиции.». МВД по Республике Коми на указанное заявление Князеву Ю.А. был направлен ответ за подписью и.о. министра Коновалова А.А. следующего содержания: «Министерством внутренних дел по Республике Коми Ваше обращение рассмотрено. В ходе проверки установлено, что начальник ГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару подполковник полиции А.Н. в своей оперативно-служебной деятельности руководствуется нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность Госавтоинспекции, направленными на обеспечение безопасности дорожного движения в г. Сыктывкаре. Так, за истекший период 2011 года сотрудниками ГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару выявлено ... нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации участниками дорожного движения, из них ... водителя задержано за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, ... водителей, не имеющих права управления транспортными средствами, ... нарушений правил обгона транспортных средств, 13018 правонарушений соблюдения скоростного режима, ... правонарушений, совершенных пешеходами, ... нарушений за не предоставление преимущества в движении пешеходам. Также, за 6 месяцев 2011 года в г.Сыктывкаре за нарушение правил остановки и стоянки привлечено ... водителя. Кроме того, привлечено к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта дорог – 25 должностных лиц. Подразделением Госавтоинспекции дополнительно проведено ... мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, охране общественного порядка, раскрытию преступлений. На территории г.Сыктывкара проводились профилактические мероприятия под условным названием «Пешеход и дорога», «Нетрезвый водитель», «Автобус», «Тонировка», «Парковка» и т.д. В адрес Администрации МО ГО «Сыктывкар» направлялись информационные письма с предложениями создания в г.Сыктывкаре парковочных площадок для автомашин и уширении проезжих частей, а также оборудованию автобусных остановок с заездными «карманами». В соответствии со статьей 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. №131-Ф3 (в редакции от 03.05.2011 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 23.07.2011 в МВД по Республике Коми состоялось совещание, на котором рассматривался вопрос обеспечения безопасности дорожного движения в г.Сыктывкаре. По результатам совещания начальнику ГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару подполковнику полиции А.Н. были поставлены конкретные задачи по обеспечению безопасности дорожного движения. Информирую, что на предоставленных Вами в МВД по Республике Коми фотографиях усматриваются нарушения водителями Правил остановки и стоянки автомашин. Однако, идентифицировать государственные регистрационные знаки автомашины по фотографиям невозможно, в связи с чем привлечь водителей к административной ответственности не представляется возможным. Кроме этого, на фотографиях не указана дата совершения водителями нарушений ПДД РФ. В соответствии со ст.28.5 КоАП РФ (Сроки составления протокола об административном правонарушении) протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, либо в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Сотрудниками ДПС работа по выявлению нарушений правил остановки и стоянки, а также по обеспечению в г.Сыктывкаре безопасности дорожного движения будет продолжена. В случае несогласия с принятым решением. Вы вправе обжаловать его в установленном законом порядке в органы прокуратуры или суд.». В соответствии со ст.13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти и к должностному лицу. В соответствии со ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст.151 ГК РФ, согласно которой в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Статья 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В соответствии со ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч.2 ст.1 Закона). Статьей 10 (п.1 ч.1) указанного Закона закреплена обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. Согласно ст.12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, сопоставляя доводы заявления Князева Ю.А. и ответ МВД по Республике Коми , суд приходит к выводу, что ответ МВД по Республике Коми был дан в соответствии с законом, в пределах компетенции, полно, объективно и по существу обращения Князева Ю.А. Соответственно, исковые требования Князева Ю.А. о признании бездействия незаконным, обязательстве предоставить ответ, взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать Князеву Ю.А. в удовлетворении исковых требований к министру внутренних дел по Республике Коми Жуковскому А.Н., заместителю министра внутренних дел по Республике Коми Коновалову А.А., Министерству внутренних дел по Республике Коми о признании бездействия незаконным, обязательстве предоставить ответ, взыскании компенсации морального вреда. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий И.И.Олейник