Дело № 2-3831/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Олейника И.И. при секретаре Поповой Т.А., с участием прокурора Загидулиной Л.В., представителей ответчиков Колегова И.М., Юркиной И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 14 сентября 2011 года гражданское дело по иску Епифанова И.А. к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении вреда здоровью, взыскании денежной компенсации морального вреда, установил: Епифанов И.А. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми о возмещении вреда здоровью в размере ... руб., взыскании компенсации морального вреда в размере ... руб. В обоснование исковых требований Епифанов И.А. указал, что в период нахождения в ФКУ СИЗО-11/1 он обращался в медико-санитарную часть с жалобами на то, что по ночам задыхается, болеет .... Сначала ему выдавались лекарственные препараты, но потом лечение прекратилось с указанием на то, что подтверждения наличия у него заболевания ... не имеется. Он просил сделать запрос в ГУ РК «...» об истребовании его медицинской карты, однако ему было отказано. Полагает, что в указанный период ему не оказывалась надлежащая медицинская помощь. Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации. Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. В связи с тем, что действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает обязательного этапирования истца, отбывающего наказание в виде лишения свободы, для участия в процессе, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Епифанова И.А. Представители Министерства финансов Российской Федерации /Колегов И.М./ и ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми /Юркина И.Н./ с иском не согласились, указывая, что в указанный период истец в полной мере обеспечивался необходимым лечением. Обращений по поводу направления каких-либо запросов об истребовании медицинской документации от истца не поступало. Заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что в период с ** ** ** г. по ** ** ** г. Епифанов И.А. содержался в ФБУ ИЗ-11/1 /в настоящее время – ФКУ СИЗО-1/ ГУФСИН России по Республике Коми. Как следует из искового заявления, в указанный период истцу не оказывалась надлежащая медицинская помощь, а также не был направлен запрос в ГУ РК «...» об истребовании его медицинской карты для подтверждения диагноза. Согласно ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Статьей 16 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическом лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью. В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению на общих основаниях, то есть при условии наличия вины в действиях причинителя вреда. Обязательным условием наступления ответственности является совокупность элементов состава правонарушения: наличие вреда; вина причинителя вреда; причинная связь между наступившим вредом и действиями (бездействием) причинителя вреда; противоправность действий (бездействия). Для применения ответственности за вред, причиненный должностным лицом исправительной колонии, также необходимо доказать наличие вины причинителя, которая в соответствии со ст.1069 ГК РФ может быть в форме умысла и неосторожности. Таким образом, применительно к данному делу факт наличия или отсутствия вины в действиях должностного лица является юридически значимым обстоятельством. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.12 ГПК РФ). Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств наличия умысла либо неосторожности в действиях (бездействии) должностных лиц учреждений системы ФСИН, которые могли бы повлечь причинение морального вреда, стороной истца суду не представлено, а судом не добыто. Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений. Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 71, пункт «о») тем самым наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать и иные ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступления и подвергнутых наказанию, которое по самой своей сути, как следует из ч.1 ст.43 Уголовного кодекса РФ, заключается в предусмотренном законом лишении или ограничении отдельных прав и свобод этих лиц. Установленные нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания, а также из общих основ правового положения осужденных, которым при исполнении наказаний гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными в соответствии с Конституцией РФ уголовным, уголовно-исполнительным и иным федеральным законодательством. Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Пунктом 9 ст.17 Закона предусмотрено право подозреваемых и обвиняемых на получение бесплатного питания материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях. В соответствии со ст.24 Закона лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится медицинскими работниками мест содержания под стражей безотлагательно. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому Как следует из медицинских документов истца, в период нахождения в ФКУ СИЗО-1 ему оказывалась необходимая медицинская помощь. В рамках настоящего дела судом назначалась судебно-медицинская экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ГУ РК «...». Из экспертного заключения следует: Согласно данным представленной справки ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по РК Епифанов И.А. в период нахождения в данном учреждении обращался в медицинскую часть 20.08.09 г., 26.08.09 г., 31.08.09 г., 09.09.09 г., 16.09.09 г., 21.09.09г., 17.12.09 г., 12.03.10 г. – к зубному врачу; 06.11.09 г., где были выданы медикаменты анальгин 3 таб.; 09.11.09 г. – выданы медикаменты анальгин 3 таб., 29.09.09 г. – ...; 15.01.10 г., 02.03.10 г., 09.03.10 г., 10.03.10 г., 06.04.10 г. были выданы медикаменты анальгин по 3 таб., антигриппин по 9 порций. 15.04.2010 г. Епифанов И. А. убыл в ФКУ ИК-35 п. .... Данных о каких-либо установленных диагнозах в представленной справке нет. Какой-либо медицинской документации на Епифанова И.А., заведенной в период содержания его в ФКУ ИЗ 11/1 ГУФСИН России по РК, на экспертизу представлено не было, судить о наличии каких-либо заболеваний, предъявляемых им жалоб и оказанном лечении на данный период у Епифанова И.А. не представляется возможным. Согласно представленной медицинской документации Епифанов И.А. с ** ** ** г. состоял на диспансерном учете с диагнозом «...». В период с ** ** ** г. по ** ** ** г. в возрасте ... лет неоднократно проходил стационарное и санаторно-курортное лечение по поводу .... В период лечения его в стационарах назначались и в последующем рекомендовались следующие препараты: .... «... Для лекарственного лечения ... используют две группы препаратов: ... Для определения наличия заболевания «...» у Епифанова И.А. в настоящее время необходимо проведение обследования в условиях стационара. У суда нет сомнений в достоверности выводов заключения экспертов ГУ РК «...», поскольку экспертиза проведена лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов. Доказательств ненадлежащего оказания медицинской помощи в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми истцом не представлено; не усматривает их по делу и суд. Внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регламентируется Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными Приказом МВД России от 22.11.2005 г. №950. Пунктами 94, 95 Правил предусмотрено, что при ежедневном обходе камер представители администрации ИВС принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной и письменной форме, записываются в соответствующий журнал регистрации, ведущийся в канцелярии органов внутренних дел или ИВС, и докладываются лицу, ответственному за их разрешение. Согласно п.96 Правил предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные начальнику ИВС, после регистрации в журнале рассматриваются им в установленном порядке. При отсутствии такой возможности подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения. Ответы на устные заявления подозреваемых и обвиняемых объявляются им в течение суток. В случае назначения дополнительной проверки ответ дается в течение пяти суток. Ответ на письменную жалобу в адрес администрации ИВС должен быть дан в течение десяти суток /п.102 Правил/. Доказательств обращения к администрации ФКУ СИЗО-1 с просьбой направить запрос о предоставлении медицинской документации для подтверждения диагноза истцом не представлено. Напротив, из представленных стороной ответчика выписок из журналов учета заявлений и обращений в медицинскую часть, журналов учета исходящих документов следует, что с указанными просьбами Епифанов И.А. не обращался. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что по делу не установлено виновных нарушений прав истца со стороны должностных лиц ФКУ СИЗО-1. Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание, что судом не установлено нарушений должностных лиц ФКУ СИЗО-1, способных повлечь причинение вреда здоровью и морального вреда истцу, суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению исковые требования Епифанова И.А. о возмещении вреда здоровью и взыскании денежной компенсации морального вреда. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать Епифанову И.А. в удовлетворении исковых требований к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении вреда здоровью, взыскании денежной компенсации морального вреда. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий И.И.Олейник