Дело № 2-6388/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Сироткиной Е.М. при секретаре Волыцкой Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 05 августа 2011 года гражданское дело по иску Кикоть А.И. к Министерству внутренних дел по Республике Коми, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Кикоть А.В. обратился в суд с иском к МВД по РК, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда в размере ... руб. В обоснование своих требований указал, что ** ** ** года он был доставлен сотрудниками правоохранительных органов в отдел милиции. Постановлением мирового судьи Первомайского судебного участка Республики Коми производство по делу об административном правонарушении в отношении него было прекращено ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения. По его заявлению Сыктывкарским городским судом Республики Коми были признаны незаконными действия сотрудников УВД по г. Сыктывкару и МВД по РК в части ограничения его свободы свыше установленного законом срока. Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, представителя ответчика Министерства финансов РФ. В судебном заседании представитель истца Мишарина Е.С. иск поддержала. Представитель МВД по РК Кашкина Т.Д. иск не признала, пояснив, что предъявленная к взысканию сумма компенсации морального вреда не соразмерна причинённым истцу страданиям. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Сыктывкарским городским судом рассматривались требования В.В., Э.А., Кикоть А.И. о признании действий сотрудников УВД по г.Сыктывкару, выразившихся в задержании, ограничении права на свободу передвижения и личную неприкосновенность; в несоставлении протокола об административном задержании; в административном задержании (ограничении свободы) свыше установленного законом срока, незаконными. Из обстоятельств дела следовало, что ** ** ** года В.В. уведомил МВД по РК, УВД по г. Сыктывкару, УФСБ по РК, Администрацию Главы РК и Правительства РК, Прокуратуру РК о намерении провести с А.Б. ** ** ** года в районе перекрестка улиц ... и ... одиночные пикеты с целью привлечь внимание Путина В.В. по факту незаконного строительства УКС МО ГО «...» многоквартирного дома. Согласно рапортам сотрудников ОБППС при УВД по г. Сыктывкару И.А. и К.К. в 15 часов 15 минут из дежурной части поступил вызов проехать по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., ..., где намечается пикет. Прибыв по указанному адресу, увидели скопление людей в количестве около 20 человек, некоторые граждане развернули плакаты. На требование предъявить разрешение на пикет, таких документов не представили. Совместно с сотрудниками ОУР МВД по РК для пресечения несанкционированного пикета и во избежание различного рода провокаций по указанию дежурной части УВД г. Сыктывкара для разбирательства и составления административных протоколов доставили в ОМ-1 А.А., С.С., М.А., В.В., Кикоть А.И., Э.А., А.В., А.Б., А.С. Согласно сведениям из протокола об административном правонарушении, Кикоть А.И. был доставлен в дежурную часть ОМ-1 СУВД 28.09.2010г. в 16 часов 10 минут. В вину ему вменялось участие в проведении публичного мероприятия в виде несанкционированного пикета и невыполнении законного требования сотрудника УВД по г.Сыктывкару о прекращении участия в публичном мероприятии, т.е. нарушение положений ст.6 ФЗ №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Постановлением мирового судьи производство по делу об административном правонарушении в отношении Кикоть А.И., возбужденного по ст. 20.2 ч. 1 КоАП РФ, прекращено в ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения. Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми признаны незаконными действия сотрудников УВД по г. Сыктывкару, МВД по Республике Коми, выразившиеся в ограничении свободы В.В., Э.А., Кикоть А.И. свыше установленного законом срока. Судом в решении сделан вывод о том, что сотрудники милиции, усмотрев в действиях заявителей признаки административного правонарушения, предприняли меры к пресечению выявленного нарушения, что было обусловлено необходимостью принятия повышенных мер безопасности, недопущения правонарушений и преступлений в связи с приездом в Сыктывкар Путина В.В. Суд признал, что, несмотря на то, что мировыми судьями дела об административных правонарушениях по ст. 20.2 ч. 1 КоАП РФ в отношении заявителей прекращены, в связи с отсутствием составов административных нарушений, сотрудники милиции действовали согласно положениям Закона «О милиции», соответственно у них имелись основания и поводы к доставлению лиц, причастных (по их мнению) к проведению несанкционированного пикета в отдел милиции для разбирательства и составления протоколов об административных правонарушениях. Поскольку в отношении заявителей не применялась мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания, действия сотрудников по доставлению заявителей в отдел милиции признаны обоснованными, в удовлетворении требований В.В., Э.А., Кикоть А.И. о признании незаконными действий сотрудников УВД по г. Сыктывкару, МВД по РК, выразившихся в задержании и ограничении права на свободу передвижения и личную неприкосновенность, в несоставлении протокола об административном задержании было отказано. Однако суд признал действия сотрудников УВД по г. Сыктывкару, МВД по Республике Коми, выразившиеся в ограничении свободы заявителей свыше установленного законом срока, незаконными, поскольку последние фактически были задержаны 15 час. 40 мин., протоколы об административных правонарушениях в отношении них составлены спустя три часа после их доставления, в частности, в отношении истца в 19 час. 20 мин., что является недопустимым. Суд пришел к выводу, что заявители без законных оснований принудительно пребывали в ограниченном пространстве в течение времени, превышающего срок возможного административного задержания, они были изолированы от семьи, общества, были лишены возможности вести свободный образ жизни, лишены возможности свободно передвигаться, данные ограничения возникли как в результате нарушения сроков составления протоколов как сотрудниками УВД по г. Сыктывкару, так и в результате бездействия сотрудников МВД по РК, доставивших заявителей в ОМ-1 и не предпринявших мер к своевременному составлению протоколов. Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьёй 22 Конституции РФ каждому гарантировано право на свободу и личную неприкосновенность. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Статьей 53 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. При этом для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего следующие элементы: - наступление вреда; - противоправность поведения причинителя вреда; - причинная связь между двумя первыми элементами; - вина причинителя вреда. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», действовавшего на момент спорных правоотношений, деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий (ст. 4 вышеназванного Закона). В силу ст. 5 вышеуказанного Закона всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Статьёй 10 Закона на милицию в соответствии с поставленными перед ней задачами возложены обязанности предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств. Принимая во внимание, что ограничение свободы Кикоть А.И. сверхустановленного законом срока судебным решением признано незаконным, ограничивающим его право на свободу и личную неприкосновенность, суд приходит к выводу, что в результате указанных действий истцу был причинён моральный вред. Так, ст. 151 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. На основании ст. 151 Гражданского кодекса РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Учитывая степень и характер физических и нравственных страданий Кикоть А.И., перенесенных им в связи с незаконным ограничением свободы, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу истца, в сумме ... руб., находя данную сумму разумной и справедливой, соответствующей установленным по делу обстоятельствам. Согласно справке МВД по РК должности сотрудников управления уголовного розыска МВД по РК и центра по противодействию экстремизму МВД по РК финансируются за счёт средств федерального бюджета. На основании ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. Учитывая изложенное, обязанность по компенсации морального вреда, причиненного Кикоть А.И., следует возложить на Министерство финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации. Таким образом, требования истца о взыскании компенсации морального вреда с МВД по РК не подлежат удовлетворению. Поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина подлежит возврату ему из бюджета. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Кикоть А.И. компенсацию морального вреда в размере ... руб. Отказать Кикоть А.И. в удовлетворении исковых требований к МВД по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда. Возвратить из бюджета Кикоть А.И. уплаченную на основании чека-ордера государственную пошлину в размере ... руб. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента его принятия в окончательной форме. Председательствующий Сироткина Е.М. а