Дело № 2-6194/11 З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сыктывкарский городской суд В составе председательствующей судьи Петровой Е.Е. При секретаре Романовой Л.П. Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 25 июля 2011 года дело по иску Бондаренко Т.М. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании отказа в предоставлении денежной выплаты незаконным, обязании восстановить в списках и предоставить денежную выплату, и У с т а н о в и л : Бондаренко Т.М. обратилась в суд с иском к Агентству РК по социальному развитию о признании незаконными действий ответчика по отказу в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и исключении из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.ст. 14, 16 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», обязании предоставить единовременную денежную выплату. Бондаренко Т.М. и её представитель на удовлетворении исковых требований настаивали. Агентство РК по социальному развитию своего представителя для участия в деле не направило, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие по правилам главы 22 ГПК РФ с вынесением заочного решения по делу. Выслушав объяснения истицы и её представителя, показания свидетеля Э.Н., исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Бондаренко Т.М. является инвалидом ... группы (справка МСЭ-... ). Согласно справке АМО ГО «...» ... ж/о Бондаренко Т.М. признана в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоит на соответствующем учёте в АМО ГО «...» с ** ** ** на общих основаниях за ** ** **, в льготной очереди инвалидов ... группы и детства с ** ** ** за ... составом семьи ... человек, на основании п. 8а «Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РК», утвержденных Указом Главы РК ... .... На день рассмотрения настоящего спора на основании договора на передачу жилого помещения в долевую собственность к. ... по ул. ... г. Сыктывкара принадлежит В.М. и К.Д. по ... доле вправе каждому. Комната ... по ул. ... г. Сыктывкара имеет общую площадь ... кв.м., жилую площадь ... кв.м. Согласно данным ОРУГ ОАО ...» в указанном жилом помещении на момент рассмотрения спора сохраняют регистрацию В.М., П.В., К.Д. и Бондаренко Т.М. с ** ** **. При этом Бондаренко Т.М. была зарегистрирована в указанном жилом помещении с ** ** ** по ** ** **. Приказом Агентства РК по социальному развитию ... Бондаренко Т.М. было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья со ссылкой на то, что истица в период с ** ** ** по ** ** ** проживала по адресу: г. Сыктывкар, ..., однако на указанное жилое помещение истицей документов представлено не было. Как следует из объяснений истицы, в период с ** ** ** по ** ** ** она была зарегистрирована и проживала по адресу: г. Сыктывкар, ..., без каких-либо прав на указанное жилое помещение, по просьбе собственника – Л.С., с которой в родственных связях не состоит. Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. В силу ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Постановлением Правительства РК от 07.11.2006 г. № 282 «О порядке предоставления отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на приобретение жилья» установлен порядок предоставления отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на приобретение жилья. Согласно п. 3 Постановления установлено, что Агентству Республики Коми по социальному развитию необходимо обеспечить формирование и ведение республиканского списка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. и имеющих право на предоставление социальных выплат на приобретение жилья в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на основании документов, представляемых органами местного самоуправления. В соответствии с п. 2 Порядка социальные выплаты предоставляются инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 г. Право на получение социальных выплат имеют граждане из числа указанных в пункте 2 настоящего Порядка категорий граждан, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, вставшие до 1 января 2005 г. на учет в органах местного самоуправления для улучшения жилищных условий и продолжающие состоять на указанном учете (п. 3 Порядка). В соответствии с Порядком, список указанных в пункте 2 настоящего Порядка категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. и имеющих право на предоставление социальных выплат (далее - республиканский список), формируется по дате постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления на основании списков, представляемых органами местного самоуправления. Предоставление социальных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком. Согласно указанному Порядку, решение о предоставлении социальных выплат либо об отказе в их предоставлении принимается Агентством Республики Коми по социальному развитию в течение месяца со дня представления гражданами заявлений на получение социальных выплат с соответствующими документами. Семья Бондаренко была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении , т.е. до ... на момент возникновения спора по предоставлению социальной выплаты на приобретение жилья продолжала состоять на данном учете. Следовательно, к возникшим правоотношениям подлежат применению ч. 2 ст. 6 Вводного закона и ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в их нормативно-правовом единстве. В соответствии с п.8. абз «а» Указа Главы РК от 27.05.1999 N 190 (ред. от 23.09.2003) "О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми", действовавшего до введения в действие ЖК РФ, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от вида жилищного фонда - 7 и менее квадратных метров. В соответствии с п.27 данного Указа, органы местного самоуправления, организации в ходе перерегистрации уточняют изменения в жилищных условиях граждан, состоящих на учете, а также другие обстоятельства, характеризующие нуждаемость в улучшении жилищных условий, и снимают их с учета в случаях улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет 9 и более квадратных метров и отпали другие основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. На день рассмотрения спора обеспеченность членов семьи Бондаренко составляет ... кв.м. общей площади и ... кв.м. жилой площади на ... человека, что менее учётной нормы жилья. Кроме того, АМО ГО «...» право истца состоять на соответствующем учёте не оспаривает, признает за истцом право на улучшение жилищных условий. Суд также не может принять во внимание доводы ответчика о том, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия путем проживания по адресу: г. Сыктывкар, ... поскольку Бондаренко Т.М. в силу ст. 31 ЖК РФ не является членом семьи Л.С. и была вселена в указанное жилое помещение без каких-либо прав на него, проживала в нём временно. С учетом изложенного, суд считает необходимым признать отказ Агентства РК по социальному развитию в предоставлении Бондаренко Т.М. социальной выплаты на строительство или приобретение жилья незаконным и обязать Агентство РК по социальному развитию предоставить Бондаренко Т.М. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья. Руководствуясь ст.ст.194-199 и главой 22 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Признать отказ Агентства Республики Коми по социальному развитию в предоставлении единовременной денежной выплаты Бондаренко Т.М. и исключение её из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.ст.14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» незаконными. Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию предоставить Бондаренко Т.М. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья и восстановить её в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.ст.14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, а ответчиком – в Сыктывкарский суд в течение 7 дней со дня получения копии настоящего решения. Председательствующий: Е.Е.Петрова Председательствующий: Е.Е.Петрова