Дело № 2-3593/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Олейника И.И. при секретаре Поповой Т.А., с участием прокурора Загидулиной Л.В., представителей ответчиков Колегова И.М., Ивановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 13 сентября 2011 года гражданское дело по иску Черемных В.В. к ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми, ГУФСИН России по Республике Коми, Управлению Федерального казначейства по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации морального вреда, установил: Черемных В.В. обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) должностных лиц ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми и ГУФСИН России по Республике Коми, взыскать с Управления Федерального казначейства по Республике Коми денежную компенсацию морального вреда в размере ... руб. В обоснование исковых требований Черемных В.В. указал, что в период отбывания наказания в ФБУ ИК-49 с ** ** ** года по ** ** ** года ему не оказывалась надлежащая медицинская помощь в связи с наличием у него ..., не предоставлялись необходимые лекарства и дополнительное питание. Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации. Истец в судебное заседание не явился, извещен, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие. Представители Министерства финансов Российской Федерации /Колегов И.М./ и ГУФСИН России по Республике Коми /Иванова Е.В./ с иском не согласились, указывая, что в период отбывания наказания истец в полной мере обеспечивался лечением и питанием. Представители ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в судебное заседание не явились, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие. Заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что в период с ** ** ** г. по ** ** ** г. Черемных В.В. отбывал наказание в ФБУ /в настоящее время – ФКУ/ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми. Как следует из искового заявления, в указанный период истцу не оказывалась надлежащая медицинская помощь в связи с наличием у него ..., не предоставлялись необходимые лекарства и дополнительное питание. Согласно ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Статьей 16 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическом лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью. В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению на общих основаниях, то есть при условии наличия вины в действиях причинителя вреда. Обязательным условием наступления ответственности является совокупность элементов состава правонарушения: наличие вреда; вина причинителя вреда; причинная связь между наступившим вредом и действиями (бездействием) причинителя вреда; противоправность действий (бездействия). Для применения ответственности за вред, причиненный должностным лицом исправительной колонии, также необходимо доказать наличие вины причинителя, которая в соответствии со ст.1069 ГК РФ может быть в форме умысла и неосторожности. Таким образом, применительно к данному делу факт наличия или отсутствия вины в действиях должностного лица является юридически значимым обстоятельством. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств наличия умысла либо неосторожности в действиях (бездействии) должностных лиц учреждений системы ФСИН, которые могли бы повлечь причинение морального вреда, стороной истца суду не представлено, а судом не добыто. Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений. Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 71, пункт «о») тем самым наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать и иные ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступления и подвергнутых наказанию, которое по самой своей сути, как следует из ч.1 ст.43 Уголовного кодекса РФ, заключается в предусмотренном законом лишении или ограничении отдельных прав и свобод этих лиц. Установленные нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания, а также из общих основ правового положения осужденных, которым при исполнении наказаний гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными в соответствии с Конституцией РФ уголовным, уголовно-исполнительным и иным федеральным законодательством. Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам устанавливаются Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Согласно ст.101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. Пунктом 118 Правил предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, организуется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти. В исправительных учреждениях обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований. Предоставляемая в ИУ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь оказывается по профилям медицинских специальностей состоящих в штате врачей медицинской части учреждения (п.п.119, 121). Как следует из медицинских документов истца, в период отбывания наказания в ИК-49 ему оказывалась необходимая медицинская помощь; он неоднократно направлялся медицинскими работниками в лечебно-профилактические учреждения ФСИН . В рамках настоящего дела судом назначалась судебно-медицинская экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ГУ РК «...». Из экспертного заключения следует: У Черемных В.В. до поступления в ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми в июне 2005 года имелись следующие заболевания – ... С учетом имевшихся заболеваний в период нахождения в ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми с ** ** ** года по ** ** ** года истец нуждался в оказании медицинской помощи в случае возникновения обострения, либо развития осложнений имеющейся патологии. Противорецидивная терапия (лечение, направленное для предотвращения обострений и осложнений) была проведена пациенту по показаниям после развившегося ... в 2007 г., как осложнения .... Для лечения ... было необходимо проведение адекватной терапии с назначением двух антибактериальных препаратов, что не было сделано, однако Черемных В.В. получал ... терапию, которая включала в себя ..., общеукрепляющую терапию, что обусловило развитие клинической ремиссии. В последующих контрольных эндоскопических исследованиях ... не выявлялся, в связи с чем был снят с диспансерного учета, к тому же Черемных В.В. неоднократно отказывался от плановых ФГДС и приема ... препаратов амбулаторно. Пациентам, страдающим ..., в период обострений рекомендуется назначение диетического питания, с исключением из рациона острых, жирных блюд, крепкого чая, кофе, алкогольных напитков. По данным медицинской документации 16.02.2007 г. у Черемных В.В. развилось ..., по поводу которого проходил лечение в стационаре, была проведена противорецидивная терапия, выписан в удовлетворительном состоянии 20.03.2007 г. Учитывая наличие у истца сопутствующей патологии в виде ..., а так же отсутствие признаков обострения течения ... до 16.02.2007 г. и после выписки из стационара 20.03.2007 г., какая-либо особая диета (дополнительное питание) показана не была. В настоящее время, по данным предоставленной медицинской документации, у истца имеются следующие заболевания: .... Перед окончанием срока отбывания наказания в ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми в январе 2011 года отсутствовала какая-либо необходимость в проведении полного медицинского обследования Черемных В.В. по поводу .... У суда нет сомнений в достоверности выводов заключения экспертов ГУ РК «...», поскольку экспертиза проведена лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов. Экспертиза проведена полно, объективно, достаточно ясно; эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Доказательств ненадлежащего и несвоевременного оказания медицинской помощи в ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми, а также не предоставления необходимых лекарств и дополнительного питания истцом не представлено; не усматривает их по делу и суд. Согласно ст.20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. №5487-1 гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Пунктом 9 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.10.2005 г. №640/190, предусмотрено, что медицинская помощь осужденным оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. В 2009 году действовала Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 г. №913, которой не предусматривалось предоставление медицинских услуг по бесплатному зубопротезированию за счет средств какого-либо бюджета. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что по делу не установлено виновных нарушений прав истца со стороны должностных лиц учреждений системы ФСИН. Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание, что судом не установлено нарушений должностных лиц исправительных учреждений, способных повлечь причинение морального вреда истцу, суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению исковые требования Черемных В.В. о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми и ГУФСИН России по Республике Коми, взыскании денежной компенсации морального вреда. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать Черемных В.В. в удовлетворении исковых требований к ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми, ГУФСИН России по Республике Коми, Управлению Федерального казначейства по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц ФКУ ИК-49 ГУФСИН России по Республике Коми и ГУФСИН России по Республике Коми, взыскании денежной компенсации морального вреда. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий И.И.Олейник