О предоставлении жилого помещения



Дело № 2- 6834/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации

21 сентября 2011 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Нагорновой О.Н.

При секретаре Трошеве Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дунаевой Л.В. к Агентству Республики Коми по социальному развитию и Администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Дунаева Л.В. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» и Агентству Республики Коми по социальному развитию о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, указывая, что она относится к категории ..., жилого помещения для постоянного проживания не имеет, состоит на учете на получение жилья по категории «...», однако до настоящего времени жильем в установленном порядке не обеспечена.

В судебных заседаниях Дунаева Л.В. и ее представитель заявленные требования поддержали.

Представитель Агентства РК по социальному развитию с иском Дунаевой Л.В. к своим доверителям не согласился, указав, что с ** ** ** полномочия по обеспечению жилыми помещениями ..., в Республике Коми были переданы органам местного самоуправления.

Представитель АМО ГО «Сыктывкар», не оспаривая права истца на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения в порядке реализации Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке ...», с иском Дунаевой Л.В. к АМО ГО «Сыктывкар» не согласился, указав, что истец в АМО ГО «Сыктывкар» на соответствующем учете не состоит, учетного дела на нее не заведено. Кроме того представитель АМО ГО «Сыктывкар» указал, что расходные обязательства по обеспечению ... жилыми помещениями являются расходными обязательствами субъектов Республики Коми. Обеспечение истца жилым помещение должно производиться за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, АМО ГО «Сыктывкар» является лишь посредником между государством и гражданином и может нести ответственность исключительно в пределах доведенного финансирования. В связи с указанным представитель АМО ГО «Сыктывкар» считал своего доверителя ненадлежащим ответчиком по делу.

Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Дунаева Л.В относится к категории лиц, .... Указанный статус истца подтверждается письменными доказательствами по делу и не оспаривался ответчиками.

До решения вопроса о лишении родительских прав родителей истца ребенок в трехлетнем возрасте был передан под опеку своей бабушки – Л.М., проживавшей по адресу: с..... В ** ** ** родителей Дунаевой Л.В. лишили в отношении ребенка родительских прав, девочка осталась под попечительством Л.М., в связи с чем нового постановления о передаче ребенка органам опеки и попечительства не выносилось. ** ** ** Дунаева Л.В. была поставлена на учет на получение жилья в общую очередь и очередь ..., ** ** ** была поставлена на регистрационный учет в д.... по ул.... по месту жительства попечителя. Дунаева Л.В. не приобрела самостоятельного права пользования д.... по ул.... с...., поскольку была вселена по указанному адресу в связи с передачей ее под попечительство Л.М., проживавшей по данному адресу, а не в качестве члена семьи собственника дома для постоянного проживания.

С момента постановки Дунаевой Л.В. на учет в очередь детей-сирот какое-либо жилое помещение для постоянного проживания истцу предоставлено не было, право пользования каким-либо жильем либо право собственности на объекты жилищного фонда Дунаева Л.В. не приобрела.

Дунаева Л.В. обращалась в Агентство РК по социальному развитию по вопросу включения ее в список граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма по категории «...» и предоставления жилья, однако ответчик отказал истцу в удовлетворении ее заявлений, сославшись на наличие у нее постоянного места для проживания по месту регистрации в с...

Решением Сыктывкарского суда от 06.10.2010 по делу ... отказ Агентства РК по социальному развитию в постановке Дунаевой Л.В. на учет на получение жилого помещения из состава государственного жилищного фонда Республики Коми по категории лиц «...» был признан незаконным, на Агентство Республики Коми по социальному развитию возложена обязанность принять Дунаеву Л.В. на учет как гражданина, нуждающегося в обеспечении жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма по категории «...».

Решение вступило в законную силу 17.02.2011. В связи с принятием Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ, по которому с ** ** ** организация и деятельность по реализации жилищных прав лиц из категории ... на территории Республики Коми возложена на органы местного самоуправления, определением была произведена замена должника решению суда от 06.12.2010 на АМО ГО «Сыктывкар».

** ** ** Дунаева Л.В. окончила свое обучение в ... очного обучения, где была зарегистрирована и проживала по месту пребывания в общежитии академии до окончания учебного заведения, и приехала на постоянное место в г.Сыктывкар, где жильем до настоящего времени не обеспечена.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( ст.2). В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абз.2 п.1 ст.8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством ( ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации ( ст.5).

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Из абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу пп. «ж» п.1 ст.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. В соответствии с этим в Республике Коми 22.11.2010 был принят закон № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма».

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти ( ст.12).

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью чт.1 ст.130), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст.133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств ( ст.132).

Из ст.132 Конституции Российской Федерации следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться законодателем с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления в случае наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Таким образом обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями. Само по себе нормативное положение, закрепленное в абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласуется с положениями Конституции Российской Федерации и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления.

Поскольку Законом Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ организация и деятельность по реализации жилищных прав лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Коми возложена на органы местного самоуправления, возражения АМО ГО «Сыктывкар» против иска Дунаевой Л.В. о ненадлежащем ответчике по делу отклоняются судом. Право Дунаевой Л.В. на обеспечение жилищем подтверждено судебными актами по делу ..., обстоятельствами, установленными при рассмотрении настоящего спора, и не может быть поставлено в зависимость от межбюджетных отношений Республики Коми и АМО ГО «Сыктывкар».

Поскольку право Дунаевой Л.В. на получение жилья во внеочередном порядке реализовано не было, при том что сама истец каких-либо виновных действий либо бездействия, повлекших за собой это обстоятельство не совершала, на АМО ГО «Сыктывкар» должна быть возложена обязанность предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение на состав семьи ... человек на территории МО ГО «Сыктывкар» на условиях социального найма общей площадью не менее ... кв.м.

С учетом выводов суда о возложении обязанности по обеспечению Дунаевой Л.В. на АМО ГО «Сыктывкар» в иске Дунаевой Л.В. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о предоставлении жилого помещения следует отказать.

Руководствуясь ст.194, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Дунаевой Л.В. вне очереди как лицу, относящемуся к категории граждан «...» благоустроенное жилое помещение на территории МО ГО «Сыктывкар» общей площадью не менее, чем ... кв.м.

В удовлетворении исковых требований Дунаевой Л.В. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о предоставлении жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части.

Судья - О.Н.Нагорнова

а

-32300: transport error - HTTP status code was not 200