О дисквалификации врачей, взыскании морального вреда



Дело № 2-2324/2011РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Веселковой Т. А.

при секретаре Распутиной Е. А.,

с участием прокурора Загидулиной Л. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, «13» сентября 2011 года, гражданское дело по иску Мачульской Э.К. к Министерству здравоохранения Республики Коми, МУЗ «Станция скорой медицинской помощи», МУЗ «Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара» о возмещении морального вреда, и

у с т а н о в и л:

Мачульская Э. К. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми (далее Министерство) о возмещение морального вреда в сумме ... рублей, о дисквалификации врачей за несвоевременное сообщение о смерти сына и за безответственное отношение к больному и к его лечению.

В обоснование иска указано, что ** ** ** года сын истца Ю. В. получил травму при падении с высоты. Была вызвана бригада скорой помощи, которая госпитализировала его в Эжвинскую городскую больницу. В дальнейшем выяснилось, что у сына имелись .... Он находился в реанимации Эжвинской городской больницы, где и умер ** ** ** года. Мачульская Э. К. считает, что помощь, которую оказали медицинские работники станции скорой помощи и больницы ненадлежащего качества. Работники больницы истца выгнали из реанимационной палаты, в которой на тот момент находился ее сын на том основании, что у него имелась ..., ... в палате была открыта, при этом он был прикрыт одной простыней, и из-за чего он начал кашлять, только после этого его прикрыли одеялом. Истец хотела остаться с ним в палате по причине какого-то предчувствия, но работники больницы не разрешили ей это сделать, сказав, что у него стабильное состояние. В 08-00 утра ** ** ** года сын Мачульской Э. К. умер, но об этом ей никто не сказал.

Определением суда в порядке подготовки дела к судебному разбирательству в качестве соответчика по делу привлечено МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» (далее Скорая помощь).

Определением суда в качестве соответчика по делу привлечено МУЗ «Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара (ГБЭР)».

Истец Мачульская Э. К. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в адрес суда направила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика Министерства Васильев А. В., действующий по доверенности, в суде иск не признал со ссылкой на письменные возражения по предъявленным требованиям.

В судебном заседании представитель соответчика МУЗ «Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи» Плосков С. В., действующий по доверенности, также иск не признал.

Представитель соответчика МУЗ «Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара (ГБЭР)» в суд не явился, соответчик извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего не подлежащим удовлетворению иск Мачульской Э. К., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

При рассмотрении дела судом установлено, что ** ** ** года в 09-13 час. на телефон Скорой помощи поступил вызов на адрес: г. Сыктывкар, ул. ..., д.... . Поводом для вызова послужил звонок от мужчины с с.т...., который сообщил, что на улице лежит мужчина в крови. Данный вызов был принят фельдшером по приему вызовов . В течение одной минуты после приема вызова в 09-14 час. на вызов была направлена бригада интенсивной терапии в составе врача, 2-х фельдшеров. Бригада прибыла на место в 09-29 час., то есть в течение 15 минут.

В соответствии с п. 18 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01 ноября 2004 года № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» подстанции скорой медицинской помощи организуются с расчетом, 20-минутной транспортной доступности.

Установленные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что сотрудниками Скорой помощи транспортная доступность не нарушена.

В карте вызова «неизвестного» больного , а впоследствии, как выяснилось, было установлено, что пострадавшим мужчиной является Ю.В., врачом было записано: .... Объективные данные: общее тяжело состояние

Бригаду скорой медицинской помощи встретил мужчина, который открыл замок на двери металлического забора, установленного непосредственно под балконом 2-го этажа дома. Больной лежал за металлическим забором на бетонной площадке под балконом 2-го этажа. Бригада перенесла больного на носилках в салон автомобиля скорой медицинской помощи, где он был осмотрен и ему оказана медицинская помощь: 1) ...; 2) ...; 3) повязки; 4) транспортная иммобилизация. Больной находился в состоянии алкогольного опьянения, обстоятельства получения травмы не говорил, паспортные данные не сообщал, сопротивлялся осмотру - размахивал руками, на все вопросы персонала скорой помощи отвечал нецензурными словами. Мужчина, который вызывал скорую помощь и встретил бригаду скорой помощи, сообщил, что он случайно обнаружил больного на бетонной площадке за железным забором на уровне 1-го этажа дома. Также сообщил, что больной живет на 7-м этаже в этом доме, обстоятельства травмы не видел, но предполагает, что мужчина упал с установленного металлического забора, высота которого составляет 2,7-3 метров.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Коми от 29.01.2004 года № 1/54 «О порядке госпитализации больных по экстренным показаниям в республиканские и городские ЛПУ г. Сыктывкара» Ю.В. бригадой интенсивной терапии был доставлен на носилках в дежурную больницу на тот момент МУЗ «Городская больница «Эжвинского района». В соответствии с данным приказом больные госпитализируются в ближайшее многопрофильное учреждение вне зависимости от дежурства лечебного учреждения при шоке 2-3, при нарушении витальных функций, ОДН 2-3, аспирационном синдроме.

Определением суда по делу была назначена судебно-медицинская экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ....

Экспертным заключением установлено, что при осмотре Ю. В. медицинским персоналом при общем тяжелом состоянии пациента гемодинамические показатели были на хорошем уровне: .... .... Эти показатели свидетельствовали об отсутствии у пациента Ю. В. травматического шока, который характеризуется, прежде всего, падением гемодинамических показателей.

Развитие травматического шока зависит от многих причин. Клиника развития шока нарастает постепенно, по мере нарастания внутритканевых кровоизлияний и наружных кровотечений, то есть кровопотери, их массивности, а также степени болевого синдрома. Первые признаки могут появиться в течение десятков минут. Замедлению наступления шока, даже при значительных множественных сочетанных и комбинированных травмах, способствует наличие алкогольного опьянения, так как алкоголь обладает слабым, обезболивающим эффектом.

Шоковое состояние 2-3 степени с падением артериального давления до 60 и ниже мм РТ. Ст. является угрожающим состоянием для жизни и без срочной медицинской помощи приводит к смертельному исходу.

Внутреннее кровотечение (в грудную полость, в брюшную полость) может возникнуть при падениях человека с высоты трех метров, так как при таком падении могут повреждаться внутренние органы, подвешивающая система внутренних органов от общего сотрясения тела пострадавшего.

Объективные показатели состояния пациента Ю. В. на месте его обнаружения (...) не давали основания медицинскому персоналу Скорой помощи подозревать наличие ..., ... или ....

На основании изложенного, суд находит обоснованными действия сотрудников Скорой помощи, связанные с доставкой Ю. В. в дежурную больницу на тот момент в МУЗ «Городская больница «Эжвинского района».

Таким образом, суд находит необоснованным довод истца Мачульской Э. К. в той части, что ее сына необходимо было госпитализировать в Коми республиканскую больницу, которая располагается ближе от места происшествия.

Также экспертным заключением было установлено, что врачи Скорой помощи оказали надлежащую помощь Ю. В., которая соответствовала выявленному на месте диагнозу «...», в связи с чем провели противошоковую терапию, ... и транспортировали пациента в дежурную на тот момент больницу.

Поскольку на момент прибытия бригады Скорой помощи Ю. В. на месте обнаружения и его осмотра после переноса на носилках в автомобиль, где оказывалась необходимая помощь, был транспортабельным, что подтверждается удовлетворительными гемодинамическими показателями пациента, а состояние пациента не являлось критическим, поэтому было возможно его транспортировать в дежурную больницу Эжвинского района г. Сыктывкара.

Суд, исходя из установленных по делу обстоятельств, не берет во внимание довод истца в той части, что врачи Скорой помощи не оказывали ее сыну никакой помощи, поволокли его, как попало на носилках, поскольку данный факт не нашел своего подтверждения, а иного в ходе судебного разбирательства не добыто.

По приезду бригады Скорой помощи дежурным врачом МУЗ «Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара» замечаний в ее адрес в карте вызова не зарегистрировано.

В соответствии со ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

На основании ч.3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, экспертное заключение и проанализировав приведенные нормы законодательства, суд пришел к выводу, что материалами дела доказан тот факт, что на этапе скорой помощи Ю. В. была оказана адекватная медицинская помощь, соответствующая стандартам оказании медицинской помощи больным с множественными травмами, на этапе догоспитального периода, соблюдены принципы своевременности, непрерывности, преемственности, этапности, комплексности терапии.

Таким образом, не подлежит удовлетворению иск Мачульской Э. К. к МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» о дисквалификации врачей за безответственное отношение к больному.

Также при рассмотрении дела судом установлено, что при поступлении больного Ю. В. в МУЗ «Городская больница Эжвинского района» в приемном покое в срочном порядке была проведена частичная санитарная обработка, специальная дезинфекционная обработка в связи с выявленным ..., ... и возможного проведения лечебно-диагностических мероприятий.

22.12.2008 года в 11-00 час. в операционной Ю. В. осмотрен нейрохирургом, дежурным хирургом, и.о. заведующим хирургическим отделением, анестезиологом. После проведения обследования был выставлен диагноз: ....

22.12.2008 года в 11-10 час. проведена операция-...: ....

23.12.2008 года Ю. В. осмотрен окулистом, с заместительной целью произведено переливание ....

24.12.2008 года ему проведено ....

25.12.2008 года состояние остается очень тяжелым, медикаметозно загружен.

На рентгенограмме легких -.... Заключение: ....

27.12.2008 года на фоне тяжелого состояния, нестабильной гемодинамики в 08-05 час. произошла ..., зафиксирована смерть Ю. В., где причиной смерти явились ....

Комиссией Министерства было проведено служебное расследование в связи с запросом Следственного отдела по г. Сыктывкару СУСК при Прокуратуре РФ по РК по факту смерти Ю. В., в ходе которого установлено, что при оказании неотложной помощи последнему соблюдены принципы своевременности, непрерывности, преемственности, этапности, комплексности терапии, а именно: поскольку через 15 минут от момента поступления в больницу пострадавший находится на операционном столе, выполнена ...; в 11-20 час. больной ..., определены приоритеты оказания хирургической и травматологической помощи, при этом помощь последовательно оказана. В реанимационном отделении продолжена профилактика и лечение ранних и поздних осложнений.

Также в экспертном заключении установлено, что осложнения ... у 80% больных с ... с пребыванием в реанимационном отделении более трех суток, когда присоединяются инфекционные осложнения. У пациента Ю. В. ... осложнилась ..., что и явилось непосредственной причиной смерти.

Суд находит неподтвержденным в силу ст.56 ГПК РФ довод истца в той части, что при посещении сына в реанимационном отделении фрамуга окна в палате была открыта, в связи с чем он стал кашлять, что и явилось причиной его смерти. Данные обстоятельства опровергаются результатами расследования администрации больницы, где установлено, что температурный режим в палате реанимационного отделения строго контролируется, температура воздуха не отпускается ниже 24-26?С. Проветривание палат осуществляется путем открытия фрамуги согласно п.6.11 СанПиНа 2.1.3.2630-10. Также в реанимационных палатах после кварцевания при обнаружении характерного запаха озона согласно требованиям охраны труда необходимо открыть окно для тщательного проветривания до исчезновения запаха озона.

Кроме того, лечение и проведение диагностических мероприятий в реанимационном отделении не предусматривает постоянное присутствие родственников, как в дневное, так и в ночное время суток, при этом до введения в действие в мае 2010 года нового СанПиНа были категорически запрещены посещения пациентов, находящихся в данном отделении (СанПиН 2.1.3. 1375-03).

Несостоятельным является довод Мачульской Э. К. в той части, что медицинский персонал больницы не давал ей возможности находиться вместе с сыном в реанимационном отделении, поскольку по указанным выше причинам она не имела такого права.

Также истцом не представлены в силу ст.56 ГПК РФ доказательства грубых, некорректных действий со стороны сотрудников больницы по отношению к Мачульской Э. К. в виде выталкивания ее на улицу из больницы и высказываний по поводу того, что ее сын является ..., при этом в ходе служебного расследования врачи реанимационного отделения Н. И. и Н. И. указывали на то обстоятельство, что при устных беседах с мамой пострадавшего говорили ей о тяжести травмы, о повреждениях и осложнениях, которые могут быть у больного, при этом беседа проводилась в корректной форме.

Кроме того, в карте вызова скорой помощи и в сопроводительном листе при направлении в стационар врачом не указаны сопутствующие заболевания, в том числе ..., в связи с чем в медицинской карте стационарного больного Ю. В. также никаких сведений о данном заболевании не содержится.

В соответствии с п.14 Правил приема и выписки больных, утвержденных приказом Министерства здравоохранения СССР от 31.07.1963 гола №395, администрация больницы обязана немедленно извещать родственников в случае смерти больного.

Впоследствии приказом Министерства здравоохранения СССР от 04.05.1990 года №188 утратили силу указанные выше Правила для лечебно-профилактических учреждений, перешедших на новые условия хозяйствования.

Согласно пояснений заведующего нейрохирургическим отделением больницы М. Г., отобранных у него в ходе служебного расследования, усматривается, что больной Ю. В. осматривался им 25 и 26 декабря во время утренних совместных обходов в реанимации. 27 декабря 2008 года (суббота) вышел на работу в НХО в 08-00 час., сделал обход в отделении. Около 10-00 час. поднялся в реанимацию, где узнал, что Ю. В. умер около 08-00 час. утра. Карта стационарного больного была доставлена в ординаторскую санитаркой около 11-00 час., после чего написал направление в морг, вызвал машину для перевозки. Потом около часа оформлял историю болезни. С момента смерти прошло более 3-х часов, родственникам не звонил, считая это уже сделано. Как было известно, мать пациента поддерживала постоянный контакт с работниками реанимации. Около 13-00 час. в ординаторскую ворвалась женщина в сопровождении охранника, которая кричала, оскорбляла всех, называла убийцами, контакт с ней был невозможен. Из ее криков стала понятно, что ей не сообщили о смерти сына, который последние 2 дня находился в критическом состоянии, хотя она считала, что у него улучшения.

В соответствии со ст.190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

В силу положений ст.194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Суд полагает, что со стороны администрации больницы на основании норм действующего законодательства отсутствуют нарушения, связанные с поздним сообщением Мачульской Э. К. о смерти сына, поскольку о данном известии она узнала в тот же день ближе к обеду, то есть в разумные сроки, при этом действующим законодательством не регламентированы сроки извещения родственников в случае смерти больного.

По запросу суда из Прокуратуры Республики Коми поступило сообщение, что за период с 2008 года и по настоящее время от Мачульской Э. К. поступало одно обращение, а именно 21.04.2011 года о выдаче справки, которое направлено для рассмотрения в прокуратуру Эжвинского района. Иные обращения, в том числе по вопросам выдачи из морга тела ее сына Ю. В. в производстве прокуратуры республики не находились.

Данное обстоятельство опровергает довод Мачульской Э. К. в той части, что только после вмешательства прокуратуры больница выдала ей тело сына.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что не имеется оснований для дисквалификации врачей МУЗ «Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара» за несвоевременное сообщение о смерти сына и за безответственное отношение к больному и к его лечению, поскольку медицинским персоналом больницы Ю. В. была оказана адекватная медицинская помощь, соответствующая стандартам оказании медицинской помощи больным с множественными травмами, соблюдены принципы своевременности, непрерывности, преемственности, этапности, комплексности терапии, что нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Также не подлежит удовлетворению иск Мачульской Э. К., заявленный к Министерству, поскольку сотрудниками данного учреждения не оказывалась медицинская помощь больному Ю. В., в связи с чем данный ответчик по указанным основаниям не может нести ответственность по спорным требованиям.

На основании изложенного, требования Мачульской Э. К. о возмещении морального вреда в сумме ... рублей также не подлежит удовлетворению, поскольку не установлена вина в действиях ответчиков по оказанию медицинской помощи ее сыну Ю. В.

Руководствуясь, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Мачульской Э.К. в иске к Министерству здравоохранения Республики Коми, МУЗ «Станция скорой медицинской помощи», МУЗ «Городская больница Эжвинского района г. Сыктывкара» о дисквалификации врачей за несвоевременное сообщение о смерти сына и за безответственное отношение к больному и к его лечению, о возмещении морального вреда в сумме ... рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней через Сыктывкарский городской суд.

Судья- Т. А. Веселкова

а

-32300: transport error - HTTP status code was not 200