гр. дело № 2-6535\11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 сентября 2011 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Дульцевой Ю.А., при секретаре Саенко О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Диденко Л.С. к Администрации МО ГО «Сыктывкар » о предоставлении жилого помещения; у с т а н о в и л : Диденко Л.С. обратилась в суд с иском к Администрации МОГО «Сыктывкар» о предоставлении во внеочередном порядке ее семье жилого помещения, взамен принадлежащей им кВ.... д.... по ул.... г.Сыктывкара, указывая о ее непригодности для проживания в результате пожара. Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Андреевская Г.С. В судебном заседании Диденко Л.С. на удовлетворении иска настаивали по заявленным основаниям. Андреевская Г.С. в письменном заявлении требования истца поддержала, личного участия в судебном заседании не приняла. Представитель Администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании с иском не согласился, указывая, что истица является собственником кв.... д.... по ул.... г.Сыктывкара и требования ее ввиду этого обстоятельства не подлежат удовлетворению. Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему. Как установлено, на основании ордера ... кВ.... д.... по ул.... г.Сыктывкара была предоставлена из состава муниципального жилого фонда на условиях найма семье Диденко Л.С., состоящей из ... человек. По договору ... на передачу жилого помещения в долевую собственность от 16.01.2002г., указанное жилое помещение было передано КУМИ АМО « ...» в собственность Диденко Л.С. и ее н\л внучки И.Н. в долях по ... в праве каждой. Истица, ее дочь Андреевская Г.С. и внучка И.Н. в качестве членов одной семьи проживали и до настоящего времени зарегистрированы по месту жительства в квартире по адресу: г. Сыктывкар, ул. ... общая площадь которой составляет ... кв.м. Как свидетельствуют представленные в материалы дела документы, на дату передачи указанной квартиры в собственность граждан, жилой дом ... по ул.... г.Сыктывкара имел ... % износа, в связи с чем, за исключением платы за очистку выгребной ямы, плата за пользование ЖКУ по указанному адресу истице не начислялась с ** ** ** Согласно отказного материала ГУ МЧС РФ по РК ..., в жилом доме ... по ул.... г.Сыктывкара произошел пожар, наиболее вероятной причиной которого явилось короткое замыкание электропроводки в кВ.... указанного дома, в ходе проведенной проверки данных об умышленном поджоге получено не было, признаки преступлений, предусмотренных ст.168 УК РФ и ч.1 ст.219 УК РФ отсутствуют ( постановление об отказе в возбуждении уголовного дела .) Как следует из акта служебного расследования ( о\м ...), в результате пожара полностью выгорела кровля дома с чердачным перекрытием, подъезды и наружные стены подъездов, лестничные марши, наружные стены и междуэтажное перекрытие кВ..... Поскольку по данным БТИ износ дома на ** ** ** составлял ... %, комиссия СМУП ... пришла к выводу о нецелесообразности проведения капитального ремонта здания ввиду большого объема восстановительных работ и необходимости проведения его обследования межведомственной комиссией на предмет пригодности для проживания и восстановления после пожара. ** ** ** заключением ... межведомственной комиссии, назначенной постановлением АМОГО « Сыктывкар» ... на основании акта обследования было принято решение о непригодности жилого дома ... по ул. ... г.Сыктывкара для проживания. Согласно рекомендациям, данным в акте обследования для создания нормальных условий для постоянного проживания в доме, необходимо провести ...% восстановление конструкций здания. Как следует из пояснений Диденко Л.С. и представленных документов, с момента пожара и по дату рассмотрения настоящего спора, т.е. в течении 6 лет она и члены ее семьи проживают в жилых помещениях, предоставляемых ежегодно ответчиком для временного проживания из состава маневренного фонда, какого- либо жилья для постоянного проживания, а также средств для его приобретения не имеют, т.к. доходы семьи складываются из пенсий по инвалидности ее и дочери. В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В соответствии со ст.15 Жилищного Кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям, является межведомственная комиссия. Оценку соответствия жилых помещений установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. По смыслу п.42 - 48 Положения, межведомственная комиссия, по результатам своей работы принимает в виде заключения одно из возможных решений: 1) о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными; 2) о признании жилых домов непригодными для проживания, 3) о признании жилых домов пригодными для проживания после проведения капитального ремонта. Компетенцией органа местного самоуправления является определение срока исполнения определенного МВК решения. Как следует из заключения ..., межведомственной комиссией никаких рекомендаций по вопросу возможности проведения реконструкции дома, либо производства работ по комплексному капитальному ремонту всего здания дано не было. ...% восстановление всех конструкций здания предполагает возведение нового объекта капитального строительства на месте жилого дома ... по ул.... г.Сыктывкара. Представителем ответчика то обстоятельство, что новый жилой дом не возведен, никакие работы по реконструкции старого не проводятся, не оспаривалось, доказательств обратного в материалы дела не также представлено. Условия и порядок внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлены в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно п. 1 ч. 2 которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии со ст.85 Жилищного Кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания. Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Как свидетельствуют материалы дела, ранее решением органа социальной защиты семья истицы была признана малоимущей и до ** ** ** пользовалась социальной помощью от государства, с этого времени имущественное положение семьи не изменилось, доводы истца о действительной неспособности приобрести на свои личные средства жилое помещение, находят свое подтверждение в материалах дела. То обстоятельство, что семья Диденко до настоящего времени не принята в органе местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, по мнению суда, не может служить достаточным основанием к отказу в иске, принимая во внимание наличие объективных оснований к этому. В соответствии со ст.89 Жилищного Кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям которые предусмотрены статьями 86-88 Жилищного Кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещении, отвечать установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены. Предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. С учетом изложенного, суд считает, что на ответчика следует возложить обязанность по предоставлению истице жилья на состав ее семьи общей площадью равного ранее занимаемому и утраченному в результате пожара. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.191- 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Обязать Администрацию МОГО«Сыктывкар» предоставить Диденко Л.С. на состав семьи ... человека, включая членов семьи Андреевскую Г.С., И.И., благоустроенное жилое помещение в черте г.Сыктывкара, общей площадью не менее ... кв.м. Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированной части решения. Дата изготовления мотивированного решения – 28 сентября 2011 года. Судья - Ю.А.Дульцева