О признании отказа в предоставлении ЕДВ



Дело № 2- 6533/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации

29 сентября 2011 года

Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Саенко О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алехиной С.С. в интересах Загировой Г.Ш. к Агентству Республики Коми по социальному развитию об оспаривании отказа, обязании восстановить в списке, предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья,

у с т а н о в и л :

Алехина С.С., действуя в интересах Загировой Г.Ш., обратилась в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию, оспаривая законность действий ответчика по изданию приказа об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, также просила обязать ответчика предоставить указанную социальную выплату Загировой Г.Ш.

В обоснование заявленных требований указала, что ее мать Загирова Г.Ш. является вдовой участника ВОВ, нуждается в улучшении жилищных условий, однако ответчик необоснованно и неправомерно отказывает ей в постановке на соответствующий учет и получении выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечены Колегова А.С., Кириллов В.А.

В судебном заседании Алехина С.С. настаивала на удовлетворении исковых требований по заявленным основаниям. При этом в судебном заседании пояснила, что ее мать была признана недееспособной в феврале 2011 года, однако, еще до указанного времени в силу возраста и состояния здоровья она стала нуждаться в постоянном присмотре и уходе со стороны родных. В связи с тем, что зимой в принадлежащей матери кВ.... д.... по ул. ... п.... ... района РК было очень холодно, она переехала к своей дочери Колеговой А.С. и зарегистрировалась там. После взрыва газа в квартире матери в 2002г., ее совсем перестали оставлять без присмотра и она стала постоянно проживать в г. Сыктывкаре у дочерей. Т.к. у сестры днем никого из родных нет дома, чтобы присматривать за бабушкой, маму перевезли от сестры к ней, и она фактически проживает в ее семье по адресу: г. Сыктывкар, ... ..., при этом она и супруг зарегистрированы в кВ.... д.... по ул.... г.Сыктывкара, т.к. по семейной договоренности поменялись квартирами с сыном ( Р.Н.), а Загирова Г.Ш. с 2010г. вновь была зарегистрирована в принадлежащей ей квартире в п.....

Колегова А.С. позицию истца поддержала, ссылаясь на те же обстоятельства. Кириллов В.А. личного участия в рассмотрении дела не принял, в письменных пояснениях в адрес суда пояснил, что получал служебное жилье по месту работы в 1997г. ( фактически- 1998г.), при этом его бабушка была включена в ордер, однако, никуда не переезжала и в кВ.... д.... по ул. ... не вселялась, совместно с ним по указанному адресу никогда не проживала.

Алехина С.С., Колегова А.С. подтвердили суду указанные обстоятельства.

Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями истца был не согласен, указывая, что Загирова Г.Ш. изменила свое место жительства в 2010г., переехав из кВ.... д.... по ул.... г.Сыктывкара, документов в обоснование причин переезда не предоставила, т.е. не подтвердила свое право на получение единовременной денежной выплаты, в связи с чем, отказ является обоснованным.

Заслушав объяснения явившихся сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Загирова Г.Ш. относится к категории граждан «вдовы погибших ( умерших) инвалидов Войны, участников Великой Отечественной войны» и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст.14,15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах». Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем данной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 Федерального закона.

Согласно указанной нормы Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14, 16 и 21 Федерального закона № 5-ФЗ, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Во исполнение федерального законодательства был принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки», который установил, что формой обеспечения жильем граждан, относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального Закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление им в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Соответствующие социальные выплаты предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете. Предоставление выплат отнесено к полномочиям Агентства Республики Коми по социальному развитию в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58.

Согласно п.3 утвержденного Порядка формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.4.15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах», производится Агентством Республики Коми по социальному развитию на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления, в порядке очередности в соответствии с республиканским списком по дате постановки граждан на учет в органах местного самоуправления.

Участники ВОВ и приравненные к ним лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Загирова Г.Ш. ранее меры социальной поддержки в виде предоставления жилья либо выплаты на его приобретение не получала.

Решением Сыктывкарского городского суда Загирова Г.Ш. была признана недееспособной. Распоряжением ее опекуном назначена дочь- Алехина С.С.

Алехина С.С., как опекун недееспособной, обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, указывая, что Загирова проживает в кВ.... д.... по ул.... п.... ... р-на, в жилом помещении, не пригодном для проживания.

После получения заявления Алехиной С.С. с приложением необходимого перечня документов, Приказом Агентства РК по соцразвитию заявителю было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Как следует из содержания приказа, основанием к принятию такого решения послужило то обстоятельство, что согласно паспортным данным, до 2010г. Загирова Г.Ш. сохраняла регистрацию по месту жительства по адресу: г.Сыктывкар, ул...., ..., причины перемены места жительства ею не подтверждены.

Рассматривая правомерность принятого решения, суд исходит из следующего.

Установлено, что с ** ** **. Загирова Г.Ш. постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: ... р-он, п...., д.... кв...., в жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности в полной доле на основании договора приватизации .

Ранее, в период с ** ** **. по ** ** **., и затем с ** ** **. по ** ** **. ( по данным регистрации в домовой книге) Загирова Г.Ш. была постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: г.Сыктывкар, ул...., ... ( общая площадь 56,6 кв.м., жилая площадь- 37 кв.м.).

По договору приватизации это жилое помещение было безвозмездно передано в собственность ее дочери Колеговой А.С. и внука Н.Н. в долях по 1\2 каждого, при этом, как следует из заявления на приватизацию , Загирова Г.Ш. и ее внук Кириллов В.А. были указаны в числе лиц, не участвующих в приватизации.

Как свидетельствуют материалы дела, Кириллову В.А. был выдан ордер на право занятия кВ.... д.... по ул.... г.Сыктывкара. Загирова Г.Ш. была зарегистрирована в указанной квартире ** ** **., затем ** ** **. вновь снята с регистрации в связи с выездом по адресу: г.Сыктывкар, ул...., ....

Как следует из пояснений сторон, перерегистрация носила формальный характер, фактически места своего жительства Загирова Г.Ш. не меняла, продолжала проживать в семье дочери, где за ней осуществлялся уход, к внуку не переезжала и не вселялась, снятие ее с регистрации в кВ.... было произведено с целью получения жилья ее внуком Кирилловым В.А.

Загирова Г.Ш. вновь была снята с регистрационного учета в указанной квартире в связи с выездом в п. Заозерье, однако, в принадлежащее ей жилое помещение по адресу: ... р-он, п...., д.... кв.... также не вселялась, т.к. проживать одна, без постороннего ухода она не может в силу возраста и состояния здоровья.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти жилые помещения в собственность.

В силу закона согласие лица, которое совместно проживает с собственником жилого помещения, является обязательным условием для приватизации. При этом подразумевается, что давая согласие на приватизацию жилого помещения, лицо исходит из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер.

Таким образом, материалы дела достоверно свидетельствуют о том, что до 15.10.2010г. (даты снятия с регистрационного учета, как свидетельстве отказа от права пользования жилым помещением) истица сохраняла постоянное и равное с собственником право пользования квартирой №... д.... по ул.... г.Сыктывкара, где весь период проживания была обеспечена жильем по установленным нормам ( на дату приватизации – регистрация 4 человека, норма постановки на учет нуждающихся – 7,5 кв.м. жилой площади / 37\4=9,2 кв.м./, на дату снятия с регистрации- 3 человека, норма постановки на учет нуждающихся -10,5 кв.м. общей площади /56,6\3=18,8 кв.м.).

В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Соответственно, Загирова Г.Ш. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий до 15.10.2015г.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, вывод Агентства Республики Коми по социальному развитию об отсутствии оснований для признания Загировой Г.Ш. нуждающейся в улучшении жилищных условий и, соответственно, имеющей право на получение единовременной денежной выплаты, представляется суду обоснованным.

Оценив собраннее по делу доказательства применительно к установленным обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права, руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявленных к Агентству Республики Коми по социальному развитию в интересах Загировой Г.Ш. исковых требований, Алехиной С.С. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части.

Судья - Ю.А.Дульцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200