О предоставлении жилого помещения



Дело № 2- 6618/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации

30 сентября 2011 года

Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Саенко О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Эжвинского района г.Сыктывкара в интересах Калашникова А.И. к Администрации МОГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья,

у с т а н о в и л :

Прокурор Эжвинского района г.Сыктывкара, действуя в интересах Калашникова А.И., обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении истцу жилого помещения пригодного для постоянного проживания на состав семьи один человек, площадью ... кв.м. на условиях договора социального найма в пределах территории МО ГО «Сыктывкар». В обоснование заявленных требований указал, что Калашников А.И. является лицом, оставшимся без попечения родителей, с ** ** ** стоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения государственного жилищного фонда РК, каким- либо жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен.

В судебном заседании Прокурор Эжвинского района г.Сыктывкара на удовлетворении исковых требований настаивал по заявленным основаниям. Калашников А.И., в письменном заявлении в адрес суда исковые требования поддержал, дело просил рассмотреть без его участия.

Представитель АМО ГО «Сыктывкар» с иском не согласился, ссылаясь на отсутствие утвержденной системы финансирования расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заслушав объяснения явившихся сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Постановлением главы администрации муниципального образования «...» ... от 24.09.2002г. Н.А. назначена опекуном над несовершеннолетним Калашниковым А.И.

Решением Княжпогостского районного суда от 24.06.2003г. Г.А. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Калашникова А.И.

Решением Эжвинского районного суда от 22.08.2003г. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Калашникова А.И. его отец И.А.

Таким образом, Калашников А.И., относится к категории ... и имеет право на получение мер социальной поддержки в виде получения жилого помещения государственного жилищного фонда.

** ** ** Калашников А.И. обратился в Агентство РК по социальному развитию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемого по договорам социального найма.

На момент разрешения настоящего спора жильем Калашников А.И. не обеспечен, что подтверждается сообщениями Сыктывкарского межрайонного филиала ГУП РК «...» и Управлением Федеральной регистрационной службы по РК. Нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма в ходе рассмотрения дела не оспаривалась.

Как следует из материалов дела, в период времени с ** ** ** Калашников А.И. сохранял регистрацию по месту жительства в квартире своего попечителя Н.А. по адресу: г. Сыктывкар, пр. ..., с ** ** ** зарегистрирован в кВ.... д.... по ул.... г.Сыктывкара, собственником которой не является.

В соответствии с п.п. 2 п. 2, п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Кроме того, датой достижения 23- летнего возраста непосредственно истцом является 01.09.2015 г.

Законом Республики Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения, подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма в порядке, установленном Жилищным Кодексом ( ст.1,10 закона).

В соответствии со ст.49 Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищном Кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 ст.49 Жилищного Кодекса РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).

Законом Республики Коми от 22.11.2010г. N 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (принят ГС РК 11.11.2010), установлено, что включение указанной категории граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, а также обеспечение их жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления.

Регистрация истца по месту жительства носит временный характер, и не связана с реализацией государственных гарантий, предоставленных той категории граждан, к которой он относится. При решении вопроса о лишении родительских прав его родителей какое- либо жилое помещение за истцом в установленном порядке не закреплялось, поскольку судом было установлено, что отец ребенка не проживает с семьей с ** ** ** и место жительства его неизвестно, по месту жительства матери на территории ... РК жилое помещение за Калашниковым А.И. также закреплено не было. Как следует из решения суда от 22.08.2003г., Н.А. занимается его воспитанием с ** ** ** таким образом, истец ... проживает на территории МОГО « Сыктывкар» и избрал данный населенный пункт местом своего жительства. То же следует и из заявления Калашникова А.И. о передаче его учетного дела в АМОГО « Сыктывкар» в адрес Агентства РК по социальному развитию

Оценивая добытые по делу доказательства, суд полагает, что право Калашникова А.И. на обеспечение жильем из состава муниципального жилищного фонда в порядке п.п. 2 п. 2, п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч.2 п. 1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законов Республики Коми № 54-РЗ от 04.07.2006 года, N 139-РЗ от 22.11.2010г., находит свое подтверждение в материалах дела.

Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Данное право не может быть ограничено либо поставлено в зависимость от того обстоятельства, когда истец был принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по категории «дети-сироты» и какой очередности достиг в данном списке, поскольку закон гарантирует ему получение жилья во внеочередном порядке.

Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище. В соответствии с жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч.1 ст.1, п.3 ст.2).

С учетом данного принципа при вынесении решения по делу следует обязать АМО ГО «Сыктывкар» предоставить Калашникову А.И. жилое помещение вне очереди.

Законом РК от 04.07.2006г. №54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда РК по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» определено, что дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также лица из числа указанных категорий, не имеющие закрепленного жилья, подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда РК по договорам социального найма в порядке, установленном ЖК РФ (ст.1, 10 Закона).

Ст.10 Закона РК от 04.07.2006г. №54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда РК по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» установлена специальная норма предоставления жилых помещений гражданам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде отдельной квартиры на одного человека в размере не менее ... кв.м. общей площади.

Определяя характеристики жилого помещения, суд исходит из норм, установленных Законом Республики Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ. При этом суд исходит из того, что ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность органов исполнительной власти по обеспечению вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм непосредственно только само лицо, подпадающее под категорию детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В связи с чем, при вынесении решения по делу на ответчика следует возложить обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма вне очереди общей площадью не менее ... кв.метров в г.Сыктывкаре.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194- 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Эжвинского района г.Сыктывкара в интересах Калашникова А.И. - удовлетворить.

Обязать Администрацию МОГО « Сыктывкар» предоставить Калашникову А.И. на условиях социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г.Сыктывкара на состав семьи ... человек размером не менее ... кв.метров общей площади.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части.

Судья - Ю.А. Дульцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200