О признании постановлений начальника ИК-25 ГУФСИН по РК от 01. и 03.11.2010 незаконными



Дело №2-2417/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Поповой Т.А.

с участием представителя заявителя Мезака Э.А.,

представителя ответчика Шомысовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

12 сентября 2011 года гражданское дело по заявлению Терешонкова С.А. об оспаривании решений ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Республике Коми,

установил:

Терешонков С.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановлений начальника ИК-25 ГУФСИН России по Республике Коми о наложении на заявителя дисциплинарных взысканий.

Далее Терешонков С.А. уточнил и дополнил исковые требования, а также отказался от части из них, в окончательном варианте заявитель оспаривает следующие постановления, вынесенные должностными лицами ИК-25 ГУФСИН России по Республике Коми:

1)      начальника колонии от ** ** ** г. о водворении в ШИЗО на 15 суток,

2)      начальника колонии от ** ** ** г. о водворении в ШИЗО на 5 суток,

3)      и.о. начальника колонии от ** ** ** г. о водворении в ШИЗО на 15 суток,

4)      и.о. начальника колонии от ** ** ** г. о водворении в ШИЗО на 15 суток,

5)      и.о. начальника колонии от ** ** ** г. о водворении в ШИЗО на 7 суток,

6)      и.о. начальника колонии от ** ** ** г. о водворении в ШИЗО на 13 суток,

7)      начальника колонии от ** ** ** г. о водворении в ШИЗО на 5 суток,

8)      начальника колонии от ** ** ** г. о водворении в ШИЗО на 15 суток,

9)      и.о. начальника колонии от ** ** ** г. о водворении в ШИЗО на 15 суток,

10) и.о. начальника колонии от ** ** ** г. о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания на неопределенный срок,

11) начальника колонии от ** ** ** г. о переводе в строгие условия отбывания наказания на неопределенный срок.

Заявитель полагает, что все перечисленные постановления, т.к. они прямо или косвенно предполагали дополнительные и существенные ограничения его контактов (личных и посредством обмена почтовой корреспонденцией) с родственниками, нарушают право, гарантированное гражданам России статьей 8 Европейской конвенции по правам человека. Кроме того, постановления, вынесенные и.о.начальника колонии, не были основанными на законе, т.к. были вынесены лицом, назначенным исполняющим обязанности самим начальником ИК-25, что на соответствующие даты не было предусмотрено российским законодательством.

В судебном заседании представитель Терешонкова С.А. поддержал заявленные требования. Представитель ИК-25 заявленные требования не признала. Терешонков С.А. участия в судебном заседании не принял.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, а также материалы личного дела Терешонкова С.А., суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

По делу установлено, что в период с ** ** ** г. по ** ** ** г. Терешонков С.А. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Республике Коми.

Приведенными выше постановлениями начальника и и.о.начальника колонии Терешонков С.А. был привлечен к дисциплинарной ответственности за различные нарушения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Постановлением и.о. начальника колонии Терешонков С.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания на неопределенный срок.

На основании постановления начальника колонии Терешонков С.А. переведен в строгие условия отбывания наказания на неопределенный срок.

Согласно ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу положений ст.12 УИК РФ меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

Порядок применения мер взыскания к осужденным за нарушение установленного порядка отбывания наказания регламентирован ст.ст.115-117 УИК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться, в частности, следующие меры взыскания: водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года.

Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания /ч.4 ст.116 УИК РФ/.

Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания /ч.3 ст.120 УИК РФ/.

Суд не усматривает нарушений ст.ст.115-117 УИК РФ в действиях должностных лиц колонии при применении к Терешонкову С.А. взысканий на основании приведенных постановлений.

Вместе с тем, согласно ст.119 УИК РФ правом применения перечисленных в ст.ст.113-115 УИК РФ мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.

Начальник колонии был должным образом уполномочен на исполнение соответствующих обязанностей в период рассматриваемых правоотношений, данный факт по делу не оспаривается.

При этом из представленных суду документов следует, что в периоды ** ** **-** ** ** г., ** ** **-** ** ** г., ** ** **.-** ** ** г., ** ** **-** ** ** г., ** ** ** г. обязанности начальника колонии возлагались на заместителя по безопасности и оперативной работе приказами начальника колонии.

В соответствии с ч.6 ст.16 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (в редакции Федерального закона №156-ФЗ от 22 июля 2010 года, вступившего в силу 06 августа 2010 года), в связи со служебной необходимостью на сотрудника органов внутренних дел может быть возложено временное исполнение обязанностей по должности, которую он не замещает.

В этом случае сотрудник органов внутренних дел освобождается от исполнения обязанностей по замещаемой должности, но от замещаемой должности не освобождается. Возложение на сотрудника органов внутренних дел временного исполнения обязанностей по вакантной должности осуществляется с его согласия.

Возложение на сотрудника органов внутренних дел временного исполнения обязанностей по вакантной должности, подлежащей замещению лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел, осуществляется Министром внутренних дел Российской Федерации с письменного разрешения Президента Российской Федерации. Срок исполнения обязанностей по указанной должности не может превышать шесть месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Министром внутренних дел Российской Федерации.

Возложение на сотрудника органов внутренних дел временного исполнения обязанностей по иной должности и освобождение от исполнения этих обязанностей осуществляются должностным лицом, имеющим право назначать на эту должность. При этом непрерывный срок исполнения сотрудником органов внутренних дел обязанностей по вакантной должности не должен превышать два месяца, а по невакантной - четыре месяца.

Ранее действовавшая редакция ч.6 ст.16 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусматривала, что сотрудник органов внутренних дел может быть назначен исполняющим обязанности по должности. При этом непрерывный срок исполнения им обязанностей по вакантной должности не должен превышать двух месяцев, а по невакантной - четырех месяцев.

Действие Положения о службе в органах внутренних дел распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1998 года №117-ФЗ.

Назначение на должность начальника исправительного учреждения в соответствии с п.п.19 п.15 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, утверждённого директором ФСИН России 14 марта 2005 года и действовавшего на период спорных правоотношений, отнесено к полномочиям начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми.

Из анализа редакции ч.6 ст.16 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, действовавшей на момент вынесения оспариваемых постановлений, следует, что возложение на сотрудника органов внутренних дел временного исполнения обязанностей производится должностным лицом, имеющим право назначать на должность как по вакантным, так и невакантным должностям, то есть во всех случаях возложения временного исполнения обязанностей, кроме возложения обязанностей по вакантным должностям, подлежащим замещению лицами высшего начальствующего состава, когда возложение обязанностей согласовывается с Президентом Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п.37 Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста РФ от 20.12.2006 г. №376 назначение исполняющим обязанности по должности оформляется приказом за подписью начальника, которому предоставлено право назначения сотрудников на должность и освобождения от должности.

Таким образом, возложение обязанностей начальника ФКУ ИК-25 ** ** ** г. и ** ** ** г. требовало издания соответствующего приказа ГУФСИН России по Республике Коми. Таких приказов на указанные даты не имелось.

Из пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании, следует, что заместитель по безопасности и оперативной работе начальника колонии не обладает в силу должностной инструкции полномочиями по наложению взысканий в качестве заместителя начальника колонии.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Поскольку соответствующие приказы ГУФСИН России по Республике Коми о возложении обязанностей и.о.начальника колонии ** ** ** г. и ** ** ** г. не издавались, а перевод в строгие условия отбывания наказания может быть применен только к злостным нарушителям установленного порядка отбывания наказания, признанным таковыми в определённом законом порядке, следует признать незаконными постановления и.о.начальника колонии о водворении Терешонкова С.А. в ШИЗО, и.о.начальника колонии о водворении в ШИЗО, и.о.начальника колонии о водворении в ШИЗО, и.о.начальника колонии о признании Терешонкова С.А. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания на неопределенный срок и постановление начальника колонии о переводе Терешонкова С.А. в строгие условия отбывания наказания.

Рассматривая довод заявителя о том, что оспариваемыми постановлениями нарушены его права, предусмотренные ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»).

Согласно ст.8 Конвенции каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Применение судами Конвенции осуществляется с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

При вынесении настоящего решения судом учитывается приведенное заявителем постановление Европейского Суда по правам человека от 20.05.2008 г. по делу Гюльмез против Турции (№16330/02), в котором дано толкование положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подлежащих применению в данном деле.

В соответствии с ч.1 ст.118 УИК РФ осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор, запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей. Они имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.

В силу положений ч.1 ст.121 УИК РФ осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, проживают в общежитиях. Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере трех тысяч рублей; б) иметь шесть краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года; в) получать шесть посылок или передач и шесть бандеролей в течение года.

По ч.4 ст.121 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере двух тысяч рублей; б) иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года; в) получать три посылки или передачи и три бандероли в течение года; г) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.

Учитывая, что соответствующие приказы признаны судом незаконными, а вследствие их издания произошло ухудшение правового статуса Терешонкова С.А., в частности его права на уважение семейной жизни в виде установления дополнительных и существенных ограничений его контактов с родственниками (личных и посредством обмена почтовой корреспонденцией), суд приходит к выводу, что в отношении Терешонкова С.А. имело место нарушение ст.8 Конвенции.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Терешонкова С.А. удовлетворить частично.

Признать незаконными вынесенные в отношении Терешонкова С.А. постановления и.о.начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Республике Коми от ** ** ** года о водворении в ШИЗО на 15 суток, от ** ** ** года о водворении в ШИЗО на 7 суток, от ** ** ** года о водворении в ШИЗО на 13 суток, от ** ** ** года о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания на неопределенный срок, а также постановление начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Республике Коми от ** ** ** года о переводе в строгие условия отбывания наказания на неопределенный срок.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник

-32300: transport error - HTTP status code was not 200