О признании бездействия незаконным, обязании выделить земельные участки, организовать уборку несанкционированных свалок ТБО



Дело № 2-763/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд

В составе председательствующей судьи Петровой Е.Е.

При секретаре Романовой Л.П.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

23 августа 2011 года дело по заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к АМО ГО «Сыктывкар» о признании бездействия незаконным, обязании выделить земельные участки, организовать уборку несанкционированных свалок ТБО, и

у с т а н о в и л:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к АМО ГО «Сыктывкар», СТ «Вега», СТ «Верба», СТ «Коммунальник», СТ «Нива», СТ «Ручеек», СТ «Дружба», СТ «Восход» об обязании установить урны, убрать несанкционированные свалки, определить места расположения земельных участков для размещения мест сбора отходов, выделении земельных участков для размещения мест сбора отходов, оборудовании мест для сбора мусора, заключении договоров на вывоз мусора (с учётом уточнённых исковых требований).

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Садоводческое товарищество Дырносского садоводческого комплекса г. Сыктывкара «Вега», Садоводческое товарищество Дырносского садоводческого комплекса г. Сыктывкара «Верба», Садоводческое товарищество Дырносского садоводческого комплекса г. Сыктывкара «Коммунальник», Садоводческого товарищества Дырносского садоводческого комплекса г. Сыктывкара «Нива», Садоводческое товарищество Дырносского садоводческого комплекса г. Сыктывкара «Ручеек», Садоводческое товарищества Дырносского садоводческого комплекса г. Сыктывкара «Дружба», Садоводческое товарищество Дырносского садоводческого комплекса г. Сыктывкара «Восход», в качестве третьего лица ООО «Быт-Сервис».

В судебном заседании прокурор требования, изложенные в заявлении, поддержал.

Представител АМО ГО «Сыктывкар» и УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар», ООО «Быт-Сервис» и СТ «Восход» с иском не согласились.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что постановлением главы АМО ГО «Сыктывкар» СТ «Вега» был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадь 8,12 га в Дырносском садоводческом комплексе.

Постановлением главы АМО ГО «Сыктывкар» СТ «Восход» был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадь 8,46 га в Дырносском садоводческом комплексе.

Постановлением главы АМО ГО «Сыктывкар» СТ «Коммунальник 1» был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадь 21,8 га в Дырносском садоводческом комплексе.

Постановлением главы АМО ГО «Сыктывкар» СТ «Дружба» был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадь 6,62 га в Дырносском садоводческом комплексе.

Постановлением главы АМО ГО «Сыктывкар» СТ «Ручеек» был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадь 5,21 га в Дырносском садоводческом комплексе.

Актом обследования Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК установлено, что при проверке наличия свалок бытовых отходов на территории СТ «Вега» в м. Дырнос, обнаружено несанкционированное размещение отходов производства и потребления на обочине автомобильной дороги между остановкой «Нива» и садоводческим товариществом «Вега» в м.Дырнос г.Сыктывкара. На обочине автомобильной дороги между остановкой «Нива» и садоводческим товариществом «Вега», и на прилегающей к автомобильной дороге территории лесного массива размещены: автомобильные покрышки, полиэтилен, стеклянная, пластиковая и железная тара, мешки с бытовым мусором, отходы ветвей и сучьев, бумага. Дополнительно, в ходе обследования дачных обществ на предмет несанкционированного размещения отходов обнаружены свалки отходов (полиэтилена, бумаги, железной, пластмассовой и стеклянной тары, древесинных отходов и др.) у остановок и в прилегающем лесном массиве: у остановки СОТ «Ручеек»; в лесном массиве СОТ «Дружба»; у остановки СОТ «Верба»; в лесном массиве у СОТ «Восход»; при въезде в СОТ «Коммунальник».

Согласно акту Управления УКХ АМО ГО «Сыктывкар» , комиссией установлено,что в садоводческих товариществах «Вега», «Верба», «Нива», «Ручеек», «Дружба», «Восход» места для сбора бытовых отходов не оборудованы и вывоз не осуществляется. На территории садоводческих товариществ «Верба», «Ручеек», «Нива» находятся киоски и ларьки, возле которых также отсутствуют контейнеры для сбора мусора. Несанкционированные свалки зафиксированы: на противоположной стороне, садоводческих товариществ «Верба», «Восход», через проезжую часть дороги, в придорожной полосе, примерно 10-15 куб. метров, в 40 - 45 метрах от подземного газопровода (охранная зона), проходящего справа от садоводческого общества «Вега» в объеме 35-40 куб. м. Несанкционированные свалки в границах земельных участков садоводческих товариществ «Вега», «Верба» «Коммунальник», «Нива», «Ручеек», «Дружба», «Восход» не обнаружены.

Рассматривая настоящий спор применительно к нормам действующего законодательства, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет благоприятную окружающую среду как окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. В соответствии с Законом окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Указанными правовыми актами, а также п.1 ст.11 ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст.13 ФЗ-7 органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона № 52 от 30.03.1999 г. «Об отходах производства и потреблении» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. 30.12.2008) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потреблении» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред.30.12.2008), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 24 статьи 26 Устава МО ГО «Сыктывкар» (зарегистрирован в отделе международной правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов Республики Коми ГУ Минюста РФ по Северо-Западному федеральному округу 20 февраля 2006 г. N RU113010002006001) к вопросам местного значения, относящимся к ведению муниципального образования городского округа «Сыктывкар» относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п.23 статьи 44 Устава МО ГО «Сыктывкар» организация сбора, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов на территории округа относятся к компетенции администрации МО ГО «Сыктывкар».

Как следует из материалов дела, на момент рассмотрения иска несанкционированные свалки зафиксированы: на противоположной стороне садоводческих товариществ «Верба», «Восход», через проезжую часть дороги, в придорожной полосе, в 40 - 45 метрах от подземного газопровода (охранная зона), проходящего справа от садоводческого общества «Вега». Несанкционированные свалки в границах земельных участков садоводческих товариществ «Вега», «Верба» «Коммунальник», «Нива», «Ручеек», «Дружба», «Восход» не обнаружены.

Таким образом, терратория, на которой располагаются несанкционированные свалки, садоводческим товариществам не выделялась, указанные земли входят в границы МО ГО «Сыктывкар», при этом как следует из электронной цифровой карты города, земельные участки под данными свалками относятся к землям общего пользования.

Собственником земельных участков, на которых располагаются несанкционированные свалки, является АМО ГО «Сыктывкар».

В нарушение приведенных требований закона, администрацией муниципального образования меры по организации сбора и вывоза отходов со спорных участков, не принимаются.

Размещение отходов вне специальных мест является свалкой, не соответствует требованиям природоохранного законодательства, ведет к нарушению естественной экологической системы, загрязнению почвы и подземных вод, к загрязнению рек, что представляет потенциальную опасность здоровью населения; тем самым нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

При изложенных выше обстоятельствах требования прокурора являются обоснованными, бездействия Администрации МО ГО «Сыктывкар» по решению вопроса о надлежащей организации сбора и вывоза отходов из района садоводческих товариществ в м.Дырнос г.Сыктывкара следует признать незаконным.

Суд считает необходимым обязать АМО ГО «Сыктывкар» ликвидировать несанкционированные места свалки, расположенные в районе Дырносского дачного комплекса на противоположной стороне проезжей части дороги в придорожной полосе напротив садоводческих товариществ «Верба» и «Восход», в 40-45 метрах от подземного газопровода справа от садоводческого товарищества «Вега».

Решением Совета МО "Город Сыктывкар" от 19.09.2002 N 33/09-362 утверждены Правила обращения с отходами на территории муниципального образования "Город Сыктывкар", которыми установлено следующее: п. 3.5. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (СК), гаражно - строительные кооперативы (ГСК). Для сбора отходов, образующихся в ГСК и СК, оборудуются: контейнерные площадки, площадки для бесконтейнерного сбора. Бытовые отходы вывозятся на городскую свалку в соответствии с заключенным договором на размещение отходов (подп. 3.5.1, 3.5.2). Вывоз отходов из ГСК и СК осуществляется по мере накопления, но не реже 2-х раз в год, транспортирование отходов осуществляется в соответствии с разделом 4 настоящих Правил и действующим законодательством. Ответственность за организацию сбора и удаления отходов из ГСК и СК лежит на председателе кооператива (подп. 3.5.4, 3.5.6).

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

В силу ст. 22 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", к компетенции правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относится, в частности, организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования;

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, основными нормативами организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с градостроительным законодательством являются: количество и размеры подъездных и внутренних дорог; минимальные расстояния между зданиями, строениями, сооружениями и границами земельных участков; тип источников водоснабжения; техническая характеристика инженерного обеспечения территории такого объединения; перечень необходимых противопожарных сооружений; перечень мероприятий по охране окружающей среды.

С учётом того, что законодательством на садоводческие товарищества возложена обязанность организовать необходимые площадки для сбора мусора и осуществлять его своевременный вывоз, а в собственности муниципального образования имеются необходимые для этого земельные участки, суд считает необходимым обязать садоводческие товарищества «Нива», «Вега», «Ручеёк», «Дружба», «Верба», «Восход», «Коммунальник-1» обратиться в АМО ГО «Сыктывкар» с заявлениями о выделении земельных участков для размещения мест сбора ТБО, оборудовать выделение места для сбора ТБО на выделенных земельных участках и заключить договоры на вывоз ТБО с мест сбора, а АМО ГО «Сыктывкар» обязать выделить садоводческим товариществам «Нива», «Вега», «Ручеёк», «Дружба», «Верба», «Восход», «Коммунальник-1» земельные участки для оборудования мест сбора ТБО.

При этом с учётом ст. 203 ГПК РФ, суд считает необходимым определить порядок исполнения решения, по которому АМО ГО «Сыктывкар» выделяет садоводческим товариществам «Нива», «Вега», «Ручеёк», «Дружба», «Верба», «Восход», «Коммунальник-1» земельные участки для оборудования мест сбора ТБО после обращения соответствующего садоводческого товарищества с заявлением о выделении земельного участка для размещения мест сбора ТБО.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Признать бездействие АМО ГО «Сыктывкар» по решению вопроса о надлежащей организации сбора и вывоза отходов из района садоводческих товариществ в м.Дырнос г.Сыктывкара незаконным.

Обязать АМО ГО «Сыктывкар» ликвидировать несанкционированные места свалки, расположенные в районе Дырносского дачного комплекса на противоположной стороне проезжей части дороги в придорожной полосе напротив садоводческих товариществ «Верба» и «Восход», в 40-45 метрах от подземного газопровода справа от садоводческого товарищества «Вега».

Обязать садоводческие товарищества «Нива», «Вега», «Ручеёк», «Дружба», «Верба», «Восход», «Коммунальник-1» обратиться в АМО ГО «Сыктывкар» с заявлениями о выделении земельных участков для размещения мест сбора ТБО, оборудовать выделение места для сбора ТБО на выделенных земельных участках и заключить договоры на вывоз ТБО с мест сбора.

Обязать АМО ГО «Сыктывкар» выделить садоводческим товариществам «Нива», «Вега», «Ручеёк», «Дружба», «Верба», «Восход», «Коммунальник-1» земельные участки для оборудования мест сбора ТБО.

Определить порядок исполнения решения, по которому АМО ГО «Сыктывкар» выделяет садоводческим товариществам «Нива», «Вега», «Ручеёк», «Дружба», «Верба», «Восход», «Коммунальник-1» земельные участки для оборудования мест сбора ТБО после обращения соответствующего садоводческого товарищества с заявлением о выделении земельного участка для размещения мест сбора ТБО.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: Е.Е.Петрова

Председательствующий: Е.Е.Петрова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200