Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской федерации 03 октября 2011 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Нагорновой О.Н. При секретаре Трошеве Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Сыктывкара в интересах Казариновой Е.Н. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья, у с т а н о в и л : прокурор г.Сыктывкара обратился в суд с иском к АМО ГО «Сыктывкар» в интересах Казариновой Е.Н. о предоставлении жилого помещения, указав, что истец относится к категории «детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», нуждается в получении жилья и состоит на учете на получение жилья в АМО ГО «Сыктывкар» с ** ** **, однако до настоящего времени жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечена. В ходе судебного разбирательства прокурор и Казаринова Е.Н. на удовлетворении требований настаивали, при этом Казаринова Е.Н. суду пояснила, что после окончания пребывания и обучения в образовательных учреждениях, где она проживала в общежитии для учащихся, она «снимает жилье» на условиях коммерческого найма, поскольку места для постоянного проживания не имеет. В порядке наследования ею в 2009 году были оформлены права собственности на 1/8 долю непригодного для проживания жилого дома ... по ул.... г.Сыктывкара, где она фактически никогда не проживала. Истец и прокурор полагали, что данное обстоятельство само по себе не является основанием для вывода об обеспечении Казариновой Е.Н. жилой площадью, поскольку указанный объект в установленном прядке был признан непригодным для проживания. Представитель АМО ГО «Сыктывкар» с иском прокурора не согласился, указав на отсутствие у его доверителя возможности обеспечить Казаринову Е.Н. жилым помещением за счет объектов муниципального жилищного фонда, а также на наличие у истца 1/8 доли в праве собственности на жилой дом ... по ул.... г.Сыктывкара. Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( ст.2). В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абз.2 п.1 ст.8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством ( ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации ( ст.5). Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу пп. «ж» п.1 ст.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. В соответствии с этим в Республике Коми 22.11.2010 был принят закон № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма». Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти ( ст.12). Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью чт.1 ст.130), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст.133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств ( ст.132). Из ст.132 Конституции Российской Федерации следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться законодателем с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления в случае наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Таким образом обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями. Само по себе нормативное положение, закрепленное в абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласуется с положениями Конституции Российской Федерации и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления. Поскольку Законом Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ организация и деятельность по реализации жилищных прав лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Коми возложена на органы местного самоуправления, возражения АМО ГО «Сыктывкар» против иска прокурора в интересах Казариновой Е.Н. о ненадлежащем ответчике по делу отклоняются судом. Право Казариновой Е.Н. на обеспечение жилищем не может быть поставлено в зависимость от межбюджетных отношений Республики Коми и АМО ГО «Сыктывкар». Ч.2 ст.15 ЖК Российской Федерации предусматривает, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). При рассмотрении дела было установлено, что за Казариновой Е.Н. право пользования жилым помещением при передаче органам опеки и попечительства сохранено не было. На указанный момент фактически ребенок вместе со своей матерью А.О. проживал в д.... по ул.... г.Сыктывкара, где в результате пожара ** ** ** А.О. погибла, после чего Казаринова Е.Н. была помещена в .... Из материалов учетных дел А.О. и Казариновой Е.Н. следует, что еще до рождения Казариновой Е.Н., ее мать была поставлена учет на получения жилья в Администрации г.Сыктывкара как проживающая в ветхом ( аварийном) жилье, планируемом под снос . После рождения Казариновой Е.Н. последняя была включена в состав членов семьи очередника А.О. Актами обследования и заключениями комиссии от 1979 года установлено, что износ дома ... по ул.... г.Сыктывкара на 1979 год составлял 78%, состояние дома угрожало обвалом перекрытий, дом был признан непригодным для проживания. Из акта обследования жилого помещения межведомственной комиссией ** ** ** и заключения комиссии следует, что за истекший период состояние жилого дома ... по ул.... г.Сыктывкара не улучшилось, дом по-прежнему был непригоден для проживания. Правовое регулирование жилищных отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основано на учете факта наличия либо отсутствия у них жилья, то есть объективно обусловлено, что не может рассматриваться как не согласующееся с принципом равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции Российской Федерации). Поскольку из установленных судом обстоятельств следует, что как на момент постановки ответчиком Казариновой Е.Н. на жилищный учет, так и на момент окончания обучения и пребывания в образовательных и иных учебных заведениях Казаринова Е.Н. реально жилья для постоянного проживания не имела, в связи с чем и была ** ** ** принята на жилищный учет по категории детей-сирот и детей Администрацией г.Сыктывкара, оставшихся без попечения родителей, она не могла и не может быть признана судом обеспеченной жильем в связи с произведенной ею в 2009 году регистрацией своего права собственности на 1/8 долю д. ... по ул.... г.Сыктывкара. Поскольку право Казариновой Е.Н. на получение жилья во внеочередном порядке реализовано не было, при том что сама истец каких-либо виновных действий либо бездействия, повлекших за собой это обстоятельство не совершала, на АМО ГО «Сыктывкар» должна быть возложена обязанность предоставить Казариновой Е.Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 человек на территории МО ГО «Сыктывкар» на условиях социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. Руководствуясь ст.194, 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Казариновой Е.Н. вне очереди как лицу, относящемуся к категории граждан «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» благоустроенное жилое помещение на территории МО ГО «Сыктывкар» общей площадью не менее, чем 33 кв.м. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части. Судья - О.Н.Нагорнова а