Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской федерации 12 октября 2011 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Нагорновой О.Н. при секретаре Трошеве Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Сыктывкара в интересах Тарасова В.Н. к АМО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья, у с т а н о в и л : Прокурор г.Сыктывкара обратился в Сыктывкарский суд в интересах Тарасова В.Н. с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилого помещения, указав, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения для постоянного проживания не имеет, был поставлен на учет на получение жилья по указанной категории «дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей» в 1991 году, однако до настоящего времени жильем в установленном порядке не обеспечен. В суде Тарасов В.Н. требования прокурора поддержал, пояснив, что он проживает в общежитии ГАОУСПО РК «Сыктывкарский политехнический техникум», куда был вселен на период трудовых отношений с ..., в настоящее время к нему заявлены требования об освобождении занимаемого места в общежитии в связи с прекращением трудовых отношений, места для постоянного проживания он не имеет, с ** ** ** состоит на жилищном учете у ответчика на получение жилья во внеочередном порядке по категории граждан «дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей», однако до настоящего времени жильем в установленном порядке не обеспечен. Представитель АМО ГО «Сыктывкар» с иском прокурора в интересах Тарасова В.Н. не согласился, указав, что расходные обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями являются расходными обязательствами субъектов Республики Коми, в связи с чем обеспечение истца жилым помещение должно производиться за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, АМО ГО «Сыктывкар» является лишь посредником между государством и гражданином и может нести ответственность исключительно в пределах доведенного финансирования. Кроме того представитель ответчика в возражения на заявленные требования указал суду на наличие у Тарасова В.Н. жилой площади и достижение им возраста 23 лет. Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему. Установлено, что Тарасов В.Н. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и места для постоянного проживания. ** ** ** Тарасов В.Н. был принят Администрацией г.Сыктывкара на жилищный учет на льготных основаниях по соответствующей категории. На момент рассмотрения дела Тарасов В.Н. с соответствующего учета не снят, жильем не обеспечен, проживает в к.... д.... по ул.... г.Сыктывкара в общежитии, принадлежащем ГАОУСПО РК «...», куда был вселен на период трудовых отношений с .... Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( ст.2). В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абз.2 п.1 ст.8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством ( ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации ( ст.5). Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу пп. «ж» п.1 ст.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. В соответствии с этим в Республике Коми 22.11.2010 был принят закон № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма». Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти ( ст.12). Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью чт.1 ст.130), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст.133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств ( ст.132). Из ст.132 Конституции Российской Федерации следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться законодателем с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления в случае наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Таким образом обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями. Само по себе нормативное положение, закрепленное в абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласуется с положениями Конституции Российской Федерации и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления. Поскольку Законом Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ организация и деятельность по реализации жилищных прав лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Коми возложена на органы местного самоуправления, возражения АМО ГО «Сыктывкар» против иска прокурора в интересах Тарасова В.Н. о ненадлежащем ответчике по делу отклоняются судом. Право Тарасова В.Н. на обеспечение жилищем не может быть поставлено в зависимость от межбюджетных отношений Республики Коми и АМО ГО «Сыктывкар». Достижение Тарасовым В.Н. возраста ... лет не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения детей-сирот, лиц из их числа жилой площадью может считаться реализованной только после предоставления им жилого помещения. Проживание Тарасова В.Н. в общежитии по адресу: ул...., ... не может быть расценено судом как обеспечение истца жилищем. В соответствии со ст. 92, 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначенным для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Как следует из объяснений Тарасова В.Н., в настоящее время он в трудовых отношения с ГАОУСПО РК «СПТ» не состоит, владельцем общежития к нему предъявляются требования об освобождении занимаемого в общежитии места для вселения учащихся и работников техникума. Поскольку право Тарасова В.Н. на получение жилья во внеочередном порядке реализовано не было, при том что сам истец каких-либо виновных действий либо бездействия, повлекших за собой это обстоятельство не совершал, на АМО ГО «Сыктывкар» должна быть возложена обязанность предоставить Тарасову В.Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 человек на территории МО ГО «Сыктывкар» на условиях социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. Руководствуясь ст.194, 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Тарасову В.Н. вне очереди как лицу, состоящему на жилищном учете по категории граждан «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», благоустроенное жилое помещение на территории МО ГО «Сыктывкар» общей площадью не менее, чем 33 кв.м. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части. Судья - О.Н.Нагорнова а