об оспаривании отказа, обязании включить в состав участников подпрограммы `Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством` федеральной целевой программы `Жилище`



гр. дело №2-6905\11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 октября 2011 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Саенко О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлова Н.М. к ГУ МЧС РФ по РК об оспаривании отказа, обязании включить в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище";

у с т а н о в и л :

Михайлов Н.М. обратился в суд с требованиями об обязании ГУ МЧС РФ по РК включить его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", указывая на то, что решением жилищно- бытовой комиссии ГУ МЧС РФ по РК со ссылкой на ст.53 ЖК РФ ему было неправомерно отказано в этом.

В судебном заседании истец на иске настаивал, поясняя, что имеет необходимый стаж службы, уволен в 2002г. по состоянию здоровья. После увольнения он продолжает проживать в кВ.... д.... по ул.... г.Сыктывкара, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит с 1987г. Решением ** ** ** от ** ** **. ему было отказано во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в связи с тем, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия: при приватизации занимаемой квартиры в 2008г. отказался от участия в ней в пользу супруги, брак с которой в настоящее время расторгнут. Полагает отказ неправомерным, т.к. никуда из данной квартиры не выезжал, сохраняет за собой право пользования ею.

Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился, нуждаемости истца в улучшении жилищных условий не оспаривал, указывая на то, что истец состоял и состоит на учете нуждающихся, т.к. не обеспечен жильем по установленным нормам площади. При этом пояснил, что т.к. истец добровольно отказался от приобретения доли занимаемой квартиры в свою собственность, она не может быть им сдана при получении ГЖС, соответственно, Михайлов, как лицо, намеренно ухудшившее свои жилищные условия, не обладает правом на получение ГЖС до истечения 5 – летнего срока с момента их совершения.

Заслушав стороны, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из представленных документов и не оспаривалось ответчиком, Михайлов Н.М. проходил службу в органах МВД, а затем МЧС, общая продолжительность службы составляет ... лет ... месяца ... дня. На основании приказа уволен со службы в УГПС МЧС РФ по РК по п. «З» ст.58 Положения о службе ( ограниченное состояние здоровья).

Как установлено судом, с ** ** **. Михайлов Н.М. состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы ( т.к. на дату постановки на учет занимал кВ.... д.... по ул. ... г. Сыктывкара, жилой площадью 17 кв.м. составом семьи 3 человека ( жена, дочь, 1985г.р.) и имел обеспеченность жилой площадью ниже установленных норм. С 1995г. истец постоянно проживает в квартире по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., ..., выделенной на основании обменного ордера .

По договору квартира по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., ..., передана АМОГО « Сыктывкар» в собственность М.Я. в полной доле, на основании заявления Н.М., С.Н., И.Н. от участия в приватизации отказались. По заявлению супругов, брак, заключенный между Михайловым Н.М., М.Я. ** ** **. был прекращен.

На дату рассмотрения настоящего спора в кВ.... д.... по ул.... г.Сыктывкара, помимо ее собственника, зарегистрировано по месту жительства и проживает еще 4 человека: Михайлов Н.М., С.Н., И.Н. и н\л А.И., . Общая площадь занимаемого жилого помещения составляет 49,9 кв.м., таким образом, доля общей площади, приходящаяся на каждого из проживающих ( 49,9\5), составляет 9,9 кв.м., что ниже установленной нормы обеспечения ( 10,5 кв.м.) Согласно п.1 ст.29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий, являлись лица, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже установленного уровня ( 7 кв.м. жилой площади на 1 человека). По данным БТИ, жилая площадь кВ.... д.... по ул.... г.Сыктывкара составляет 28,0 кв.м., количество проживающих на указанной площади в период времени с 1995г. по 2011г.- 4 человека, однако, ответчиком в указанный период времени при проведении перерегистрации семья Михайловых с учета нуждающихся не исключалась и не исключена в настоящее время.

В соответствии с действующими Правилами ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЖИЛИЩНЫХ СЕРТИФИКАТОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ "ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ, устанавливающими порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют военнослужащие, в том числе, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что действие положений ч 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти жилые помещения в собственность. В силу закона согласие лиц, совместно проживающих в жилом помещении, является обязательным условием для приватизации. При этом подразумевается, что, дав согласие на приватизацию жилого помещения, лицо исходит из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер, т.е. является постоянным. Таким образом, действия истца - отказ от титула собственника ( а не отчуждение жилого помещения) при условии сохранения постоянного, бессрочного и равного с собственником права пользования занимаемым жилым помещением, не могут расцениваться, как намеренное ухудшение жилищных условий.

Согласно п.п.а) п.22 Правил, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил.

Поскольку истец с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не снят, в настоящее время обеспечен жильем ниже установленных норм общей площади, право его в этой части ответчиком не оспаривалось и не оспаривается, также соответствует остальным критериям, приведенным в Правилах, отказ в принятии его в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" при установленных обстоятельствах нельзя признать правомерным, а требования истца о восстановлении нарушенного права путем обязания ГУ МЧС РФ по РК в состав участников подпрограммы являются обоснованными и подлежат удовлетворению судом.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Михайлова Н.М. - удовлетворить.

Обязать ГУ МЧС РФ по РК включить Михайлова Н.М. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированной части решения.

Судья - Ю.А.Дульцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200