О признании недействительным акта технического осмотра судна



Дело № 2-3691/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Ошманкевич Р.А.

при секретаре Новоселец П.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 14 апреля 2011 года дело по иску Сыктывкарского транспортного прокурора к Центру государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Коми, Быховцеву В.В. о признании недействительным акта технического освидетельствования маломерного судна типа «...» бортовой номер ..., признании недействительной записи о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию маломерного судна типа «...» бортовой номер ..., внесенную ** ** **. А.В. в судовой билет ... на имя Быховцева В.В.,

у с т а н о в и л:

Сыктывкарский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Центру государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Республике Коми, Быховцеву В.В о признании недействительным акта технического освидетельствования маломерного судна типа «...» бортовой номер ... от ** ** **., признании недействительной записи о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию маломерного судна типа «...» бортовой номер ... внесенную ** ** **. А.В. в судовой билет ... на имя Быховцева В.В. указав в заявлении, что Епифанов А.В., являясь начальником Центра Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по РК, действуя умышленно, незаконно, в нарушение установленных должностных обязанностей, совершил служебный подлог из корыстной и иной личной заинтересованности. Он, при освидетельствовании маломерных судов, ограничивался только приемом документов, составлением актов технического освидетельствования без фактического осмотра. Действуя таким образом, А.В. составил акт технического освидетельствования маломерного судна типа «...» бортовой номер ... и внес в судовой билет ... на имя Быховцова В.В. ложные сведения о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию. После чего, Быховцову В.В. в нарушение установленных правил ГИМС МЧС России по РК был выдан судовой билет маломерного судна ..., в котором содержались сведения, не соответствующие действительности о прохождении первичного технического освидетельствования на годность в плаванию. Приговором Сыктывкарского городского суда РК от ** ** **. по уголовному делу А.В. был признан виновным и осужден по ст. 292 части 1 УК РФ. Приговор вступил в законную силу. Приговором суда установлено, что А.В. без фактического осмотра и проверки на пригодность для эксплуатации маломерного судна типа «...» бортовой номер ... в нарушение требований, установленных для выхода судна в плавание, внес заведомо ложные сведения о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию в акт технического освидетельствования маломерного судна типа «...» бортовой номер ... и в судовой билет ... на имя Быховцева В.В.

Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель Центра Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по РК в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями, указав, что в соответствии с п. 12 Правил технического надзора за маломерными судами, утвержденными Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 501, первичное техническое освидетельствование обязательно только для судов индивидуальной постройки и маломерных судов с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным данным завода-изготовителя. Вместе с тем, как зарегистрированная мотолодка типа «...» не отнесена к данным категориям маломерных судов. Следовательно, при регистрации указанной мотолодки достаточно было факта самой регистрации по формулярам завода изготовителя. Кроме того, представитель Ответчика указал, что в соответствии с п.2.4 Правил технического надзора за маломерными судами, безмоторное судно грузоподъемностью более 225 кг., принадлежащее физическому лицу и используемое во внутренних водах, ежегодному техническому осмотру не подлежит.

Ответчик Быховцев В.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что государственным инспектором Сыктывкарского участка Центра ГИМС МЧС России по РК А.В. был составлен акт технического освидетельствования маломерного судна типа «...» бортовой номер ... и внесены сведения о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию в судовой билет ... на имя Быховцева В.В.

Из материалов дела следует, что А.В. при освидетельствовании маломерного судна типа «...» бортовой номер ... ограничился только приемом документов, составлением актов технического освидетельствования без фактического осмотра маломерного судна и подвесного лодочного мотора. При этом А.В., заведомо зная, что маломерное судно типа «...» бортовой номер ... им не осматривалось, пригодность данного судна для эксплуатации не проверялась, в нарушение установленных правил, незаконно составил акт технического освидетельствования маломерного судна типа «...» бортовой номер ... и внес в судовой билет ... на имя Быховцова В.В. ложные сведения о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию. После чего, Быховцову В.В. в нарушение установленных правил ГИМС МЧС России по РК был выдан судовой билет маломерного судна ..., в котором содержались сведения, не соответствующие действительности о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию.

Приговором Сыктывкарского городского суда РК , вступившего в законную силу, А.В. был признан виновным и осужден по ст. 292 части 1 УК РФ. Приговором суда было установлено, что А.В. без фактического осмотра и проверки на пригодность для эксплуатации маломерного судна типа «...» бортовой номер ... в нарушение требований, установленных для выхода судна в плавание, внес заведомо ложные сведения о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию в акт технического освидетельствования маломерного судна типа «...» бортовой номер ... и в судовой билет ... на имя Быховцева В.В.

В соответствии со ст.130 ГК РФ суда внутреннего плавания, подлежащие государственной регистрации, относятся к недвижимым вещам. Частью 2 ст.15 КВВТ РФ предусмотрено, что право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Положениями КВВТ РФ установлено, что под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река – море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (п.4 ст. 3 КВВТ РФ).

Согласно ч.4 ст.17 КВВТ РФ государственную регистрацию судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством РФ. Порядок государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами.

Постановлением Правительства РФ № 835 от 23.12.2004г. предусмотрено, что Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

Несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн, эксплуатируемые во внутренних водах Российской Федерации, в соответствии с приказом МЧС РФ № 500 от 29.06.2005г. подлежат государственной регистрации в органах Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ.

Таким образом, маломерное судно типа «...» бортовой номер ... является недвижимым имуществом, подлежащим государственной регистрации.

Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 501 утверждены Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами.

В соответствии с п.2.2 Правил, технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров.

Положения п.2.3 предусматривают, что первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию (приложение N 1).

Указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна. В судовом билете специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию (далее - технический талон) установленного образца.

Техническое освидетельствование маломерного судна проводится, как правило, на плаву. Государственный инспектор по маломерным судам (далее именуется - государственный инспектор) вправе потребовать в необходимых случаях от судовладельца создания дополнительных условий при освидетельствовании - создание крена, дифферента или подъема судна на берег.

Таким образом, судом установлено, что А.В. были нарушены указанные положения Правил, в результате чего им был незаконно составлен акт технического освидетельствования маломерного судна типа «...» бортовой номер ... и внесены в судовой билет ... на имя Быховцова В.В. ложные сведения о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию. После чего, Быховцову В.В. был выдан судовой билет маломерного судна ..., в котором содержались сведения, не соответствующие действительности о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию. Вследствие чего, иск Сыктывкарского транспортного прокурора подлежит удовлетворению.

Внесение в судовой билет сведений о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию без фактического осмотра и проверки на пригодность для эксплуатации маломерного судна и подвесного лодочного мотора негативно влияет на состояние безопасности движения водного транспорта и создает предпосылки для транспортных происшествий на водных объектах, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иск Сыктывкарского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать недействительным акт технического освидетельствования маломерного судна типа «...» бортовой номер ... от ** ** **.

Признать недействительной запись о прохождении первичного технического освидетельствования на годность к плаванию маломерного судна типа «...» бортовой номер ..., внесенную ** ** **. А.В. в судовой билет ... на имя Быховцова В.В.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти дней.

Судья Р.А. Ошманкевич

-32300: transport error - HTTP status code was not 200