Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 октября 2011 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Патрушевой А.Г., при секретаре Паншине Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова А.И. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным решения, признании нуждающимся, у с т а н о в и л : Морозов А.И. обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным решения от ** ** **. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лица, оставшегося без попечения родителей, признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения как лица, оставшегося без попечения родителей с ** ** **. К участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация МО ГО «Сыктывкар», третьих лиц - Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», Администрация МР «Сыктывдинский», Администрация МР «Сысольский». В судебном заседании Морозов А.И. иск поддержал. Представители Агентства Республики Коми по социальному развитию, Администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском не согласились. Представитель Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» позиции по спору не высказала. Иные лица в судебном заседании участия не приняли. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Морозов А.И., имеет статус сироты, что подтверждено письменными доказательствами: решение Сысольского районного суда Республики Коми от ** ** **. по делу №... о лишении родительских прав, постановлением Главы МО «Сыктывдинский район» За Морозовым А.И. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с....,д....,.... Заключением Межведомственной комиссии жилое помещение по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с....,д....,... признано непригодным для проживания. Постановлением Главы МО «Сыктывдинский район» в отношении Морозова А.И. назначена опека со стороны Л.П. В связи с чем, Морозов А.И. поставлен на регистрационный учет и фактически с 2004г. проживал по месту жительства опекуна по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с...., д...., .... Обязанность по проживанию с опекаемым возложена на опекуна законом (ст. 20 Гражданского кодекса РФ). На праве собственности, социального найма Морозову А.И. жилые помещения не принадлежат. В силу ст. 31 Жилищного кодекса РФ Морозов А.И. не приобрел право пользования жилым помещением по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с...., д...., ..., доля в котором принадлежит на праве собственности Л.П. поскольку вселялся в жилое помещение в связи с установлением опеки. В связи с чем, решение Агентства Республики Коми по социальному развитию от ** ** **. об отказе Морозову А.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лица, оставшегося без попечения родителей по причине наличия закрепленного жилого помещения по адресу: Республика Коми, Сысольский район, с....,д....,..., и дополнительно права пользования жилым помещением по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с...., д...., ..., не является законным. В данном споре нормы ст. 51 Жилищного кодекса РФ, определяющие нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий, в отношении Морозова А.И. не применимы, поскольку суд руководствуется доказательствами обеспечения его государством жилым помещением по имеющейся льготе, в связи с отсутствием пригодного для проживания закрепленного в установленном порядке жилого помещения. Сведений об обеспечении государством Морозова А.И. жилым помещением в порядке реализации его льготы согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суду не представлено. При отсутствии у Морозова А.И. пригодного для проживания закрепленного жилого помещения, суд основывается на факте наличия у истца права на получение жилого помещения по заявленной льготе (сирота), которое подлежит реализации государством в порядке ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно положениям ст.8 Закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Как следует из содержания ст.13 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в частности, определение порядка предоставления по договорам социального найма, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации, категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 10 Закона РК № 54-РЗ от 04.07.2006г. «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», жилые помещения предоставляются гражданам льготных категорий на основании решений уполномоченных органов по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ). Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ). Законом Республики Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения, подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма в порядке, установленном Жилищным Кодексом (ст.1, 10 Закона). Согласно ст. 1 Закона РК №139-РЗ с 01.01.2011г. полномочиями по обеспечению граждан жильем в порядке ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделены органы местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения», выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», право граждан на самостоятельный выбор своего места жительства не может быть ограничено иначе, чем на основаниях, предусмотренных законом. Учитывая, что постоянным местом жительства Морозовым А.И. избран г.Сыктывкар, реализация его законных гарантий на получение жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей подлежит исполнению на территории г.Сыктывкара. В настоящее время полномочия по предоставлению жилых помещений сиротам в порядке реализации имеющихся у них льгот на территории г.Сыктывкара возложена на Администрацию МО ГО «Сыктывкар». В целях реализации права Морозова А.И. (ст. 12 Гражданского кодекса РФ), истец подлежит признанию судом нуждающимся в предоставлении жилого помещения как лицо, оставшегося без попечения родителей с ** ** **. Доводы ответчиков о пропуске Морозовым А.И. срока исковой давности по ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд находит не состоятельными, поскольку в силу ст. 131-132 ГПК РФ, ст. 12 Гражданского кодекса РФ заявление Морозова А.И. содержит исковые требования, подано ** ** **., то есть в установленный ст. 196 Гражданского кодекса РФ срок с момента ограничения права истца – ** ** **. Более того, Агентством Республики Коми по социальному развитию как органом социальной защиты, по состоянию на ** ** **. должны были быть предприняты в досудебном порядке все возможные меры для защиты жилищного права Морозова А.И. относящегося к социально незащищенной категории населения сирот. Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд р е ш и л : Признать незаконным решение Агентства Республики Коми по социальному развитию от ** ** **. об отказе в постановке на учет Морозова А.И. в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лица, оставшегося без попечения родителей. Признать Морозова А.И. нуждающимся в предоставлении жилого помещения как лица, оставшегося без попечения родителей с ** ** **. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней с момента составления его мотивированной части. Судья - Патрушева А.Г.