О взыскании материального ущерба, процентов



Дело № 2-4931/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд РК

В составе председательствующего судьи Марковой Г.Н.

при секретаре Дуркиной Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 01 ноября 2009 года дело по исковому заявлению Старцева И.С. к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара», Министерству финансов Республики Коми, Агентству Республики Коми по социальному развитию о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

Старцев И.С. обратился в суд с иском к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» о взыскании материального вреда в размере ... руб., процентов за пользование чужими денежными средствами.

В обосновании иска указал, что ** ** ** года обратился с заявлением о присвоении звания «ветеран труда», приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию истцу отказано в присвоении звания «ветеран труда». Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию истцу присвоено звание «ветеран труда», ** ** ** года – выдано удостоверение. За период с ** ** ** года по ** ** ** года полагались ежемесячные денежные выплаты, в том числе, республиканская денежная выплата, компенсация на оплату жилого помещения, льгота по проезду в транспорте.

ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что Учреждение образовалось с ** ** ** года и не является правопреемником ГУ РК Центр социальной защиты населения города Сыктывкара. Меры социальной поддержки предоставляются при предъявлении удостоверения единого образца и на основании заявлений граждан.

** ** ** года ответчик представил дополнение к отзыву, в котором указал, что финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится за счет республиканского бюджета РК на соответствующий финансовый год. Поскольку меры социальной поддержки являются расходными обязательствами РК, они должны быть возмещены за счет казны РК.

Определением суда к участию в деле по ходатайству истца привлечено в качестве соответчика Министерство финансов РК.

Ответчик Минфин РК представил письменный отзыв, в котором указал, что судебными актами не были признаны незаконными действия какого – либо государственного органа, положения ст. 1069 ГК РФ применению не подлежат.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Агентство Республики Коми по социальному развитию.

Согласно отзыва Агентства Республики Коми по социальному развитию, представленные истцом документы не свидетельствуют о наличии в действиях Агентства виновных действий (бездействия), причинивших истцу убытки. Возложение обязанности по предоставлению Старцеву И.С. мер социальной поддержки без соблюдения процедуры обращения будет являться нарушением законных прав граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются на основании поданного заявления.

** ** ** года истец представил уточнение исковых требований, просил взыскать убытки: денежную компенсацию за ЖКУ с учетом индексации, ежемесячную республиканскую денежную выплату, упущенную выгоду по льготному проезду в общественном транспорте.

В обосновании уточненных исковых требований указал, что Агентство РК по социальному развитию на основании решения суда присвоило ему звание «ветеран труда» с ** ** ** года, при этом не произведена выплата денежной компенсации за ЖКУ, ежемесячная республиканская денежная выплата за период с ** ** ** года по ** ** ** года. Истец имел в указанный период право на проезд в общественном транспорте по социальному проездному стоимостью ... руб., в связи с чем упущенная выгода составила ... руб.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивает. Позиция истца поддержана его представителем.

Представители ответчиков с исковым заявлением не согласны по доводам письменных отзывов на иск.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

С ** ** ** года Старцев И.С. является пенсионером по старости. На основании приказа Минтранса России Старцев И.С. был награжден памятным знаком «85 лет гражданской авиации».

** ** ** года истец обратился в Управление социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Сыктывкару с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», в удовлетворении которого ему было отказано ввиду отсутствия оснований для отнесения вышеуказанного знака к ведомственным знакам отличия в труде.

Не согласившись с отказом Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Сыктывкару в присвоении звания «Ветеран труда», Старцев И.С. обратился в суд.

Решением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** года в иске Старцеву И.С. к Управлению социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Сыктывкару о присвоении звания «Ветеран труда» отказано.

В октябре 2010 года истец обратился с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» и приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию в присвоении указанного звания было отказано.

Федеральным Агентством воздушного транспорта направлено письмо , из которого следует, что в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 01 ноября 2007 года №156 «О памятном знаке «85 лет гражданской авиации», указанный знак является ведомственным знаком отличия в труде Минтранса России и может быть учтен при рассмотрении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда».

С учетом письма приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию истцу было присвоено звание «Ветеран труда» и выдано удостоверение.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республик Коми от ** ** ** года решение Сыктывкарского городского суда от ** ** ** года отменено в части. По делу вынесено новое решение, которым на Агентство Республики Коми по социальному развитию возложена обязанность присвоить Старцеву И.С. звание «Ветеран труда» с ** ** ** года.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (статья 12 ГК Российской Федерации). В пункте 1 статьи 15 ГК Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, а в статье 16 - обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Судом установлено, что в результате отказа в присвоении истцу звания «ветеран труда» с момента обращения с заявлением Старцеву И.С. причинены убытки.

Статьей 3 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" предусмотрено, что меры социальной поддержки и социальные выплаты, установленные настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Республики Коми, являются расходными обязательствами Республики Коми.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ч. 3 ст. 125 ГК РФ).

Указом Главы Республики Коми от 11.08.2009 N 91 "Об Агентстве Республики Коми по социальному развитию" определено, что Агентство является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области социального развития, социальной защиты населения, организации оказания государственных услуг в сфере социального развития, включая организацию предоставления социальных гарантий населению в Республике Коми, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми, организацию социального обслуживания населения (п. 1).

Законами Республики Коми от 03.12.2007 N 103-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2008 год", от 18.11.2008 N 110-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2009 год", от 18.11.2009 N 118-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2010 год" утверждена ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Коми на 2008 - 2010 годы с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов РФ. Главным распорядителем бюджетных средств Республики Коми, связанных с расходами на реализацию Закона РК "О социальной поддержке населения в Республике Коми" является Агентство Республики Коми по социальному развитию.

Таким образом, надлежащим ответчиком по делу, связанному с реализацией Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" является Агентство Республики Коми по социальному развитию - главный распорядитель средств республиканского бюджета.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" социальная поддержка населения в Республике Коми предусматривает осуществление системы мер, включающей оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, выплату пособия на оплату проезда в пассажирском транспорте, предоставление республиканской ежемесячной денежной выплаты. В случае совместного проживания двух и более граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе на предоставление компенсации стоимости твердого топлива, общий объем предоставляемых мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации стоимости твердого топлива не может превышать 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Согласно расчета, представленного ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара», размер компенсации по ЖКУ за период с ** ** ** года по ** ** ** года составил ... руб. Истцом и его представителем не высказано возражений по расчету мер социальной поддержке. Указанная сумма компенсации подлежит взысканию с надлежащего ответчика.

Суд считает необходимым применить индексацию в соответствии с индексами роста потребительских цен, установленными Госкомстатом РК.

Подлежит взысканию индексация в размере ... руб.

В соответствии со ст. 20 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в соответствии с настоящим Законом производятся выплаты республиканской ежемесячной денежной выплаты лицам, указанным в части 3 статьи 5, части 2 статьи 7 и статье 11 настоящего Закона, - в размере ... рублей.

Согласно ст. 20 ч. 2 Закона размер республиканских денежных выплат индексируется законом Республики Коми.

С учетом размера индексации, установленной Законами РК «О Республиканском бюджете Республики Коми» размер республиканской ежемесячной денежной выплаты составляет в 2006 году – ... руб., в 2007 году – ... руб., в 2008 году – ... руб., в 2009 году – ... руб., в 2010 году – ... руб.

Таким образом, подлежит в пользу истца взысканию ЕДВ за период с ** ** ** года по ** ** ** года в размере ... руб.

Требования Старцева И.С. о взыскании упущенной выгоды по льготному проезду в общественном транспорте удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 55 – 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В обоснование требований истцом представлены социальные проездные документы за период с мая 2011 года, копия трудовой книжки.

Суду не представлено доказательств того, что истцом был бы получен доход в размере заявленной ко взысканию упущенной выгоды. Расчет упущенной выгоды является предположительным и не подтвержден истцом документально.

Поскольку фактические основания для взыскания с ответчика в пользу истца возмещения упущенной выгоды по настоящему делу отсутствуют, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Агентства Республики Коми по социальному развитию за счет средств казны Республики Коми в пользу Старцева И.С. компенсацию на оплату жилищно – коммунальных услуг в размере ... руб. ... коп., индексацию в размере ... руб. ... коп., республиканскую ежемесячную денежную выплату в размере ... руб. ... коп., в иске о взыскании убытков в виде упущенной выгоды по льготному проезду в общественном транспорте – отказать.

В иске Старцеву И.С. к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара», Министерству финансов Республики Коми – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Председательствующий Г.Н. Маркова

Председательствующий Г.Н. Маркова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200