Дело № 2-8331/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Сироткиной Е.М., при секретаре Коряковцевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 17 ноября 2011 года дело по заявлению Колегова А.О. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» об оспаривании решений органов местного самоуправления, у с т а н о в и л : Колегов А.О. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений Администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** и ** ** ** года, которыми отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, назначенного на ** ** ** года в период с 10-00 до 11-00 на площадке перед зданием Администрации Эжвинского района . В уведомлениях было указано предполагаемое количество участников: в первом- до 50 человек, во втором- до 10. АМО ГО «Сыктывкар» был дан ответ, содержащий отказ в согласовании места проведения публичного мероприятия, а также предложение об изменении места проведения публичного мероприятия; заявитель считает, что заинтересованное лицо отказало в согласовании публичного мероприятия и данный отказ является незаконным и нарушает его конституционные права. В судебном заседании представитель заявителя Косырев А.П. суду пояснил, что требование о возложении на АМО ГО «Сыктывкар» обязанности устранить допущенное нарушение ими не поддерживается, просят установить факт нарушения прав заявителя. Представители заинтересованных лиц Администрации МО ГО «Сыктывкар» Кокорин С.Л. и Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Брызгунова О.Ф. требования не признали. Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, неявка которого не является препятствием к рассмотрению дела. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В ходе судебного разбирательства установлено следующее: Статьей 31 Конституции РФ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Согласно статье 21 Международного пакта от 16.12.1966 года «О гражданских и политических правах», признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Согласно преамбуле Федерального Закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка. В силу пункта 1 статьи 8 названного закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. Постановлением главы администрации МО ГО «Сыктывкар» утвержден Перечень мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий, а именно: здания Конституционного суда Республики Коми, Верховного суда Республики Коми, Арбитражного суда Республики Коми, Сыктывкарского федерального городского суда, Эжвинского федерального районного суда, мировых судебных участков - в радиусе 150 метров от входа в здание суда; территории и здания учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы - 50 метров от ограждения территории и фасадов зданий; здания телерадиовещания - в радиусе 50 метров от входа в здание; полосы отвода железных дорог - 50 метров от оси крайних рельсов; высоковольтные линии электропередач - 55 метров от крайнего провода; зона магистрального газопровода - 25 метров в обе стороны от оси крайнего трубопровода; автозаправочные станции - в радиусе 25 метров от подходов к объекту; насосные станции, водоочистные сооружения, электроподстанции, газораспределительные станции - 100 метров от границ земельных участков, предназначенных для обслуживания данных объектов; иные объекты, приведенные в приложении к настоящему Постановлению. В соответствии с постановлением Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» «Об установлении норм предельной заполняемости территорий (помещений) в местах проведения публичных мероприятий в МО ГО «Сыктывкар» для тротуаров и площадок у административных зданий норма составляет - не более 1,5 чел./кв. м. 30 сентября 2011 года заявителем подано уведомление Главе администрации МО ГО «Сыктывкар» о проведении пикета ** ** ** года с 10:00 до 11:00 часов на площадке перед Администрацией Эжвинского района . В уведомлении содержится информация об организаторе публичного мероприятия, предполагаемом количестве участников (до 50 человек). Администрацией МО ГО «Сыктывкар» ответ подготовлен ** ** ** года, из которого следует, что, учитывая предполагаемое количество участников (до 50 человек), площадка, заявленная в качестве места проведения публичного мероприятия, по площади не соответствует требованиям норм постановления Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» . И предложено привести уведомление в соответствии с требованиями Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». ** ** ** года Колеговым А.О. вновь подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикета ** ** ** года с 10:00 до 11:00 по адресу: г. Сыктывкар, Эжвинский район, площадка перед Администрацией Эжвинского района . Указано, что предполагаемое количество участников – до 10 человек. ** ** ** года Администрацией МО ГО «Сыктывкар» дан ответ, из которого следует, что на территории, заявленной как место проведения публичного мероприятия, в указанный день будут проводиться плановые работы по благоустройству, в связи с чем предложено перенести пикет в район ул. Лесопарковой в указанное заявителем время (с 15:00 до 20:00). Частью 5 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Пунктом 2 ч. 1 ст. 12 Закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. Согласно разъяснениям, изложенным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Вместе с тем, согласно п. 25 указанного Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). В силу ст. 1 Закона Республики Коми «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми» от 5 марта 2007 года № 22-РЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Республики Коми подается организатором публичного мероприятия в администрацию городского округа - в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории городского округа. Таким образом, надлежащим лицом, кому направляется уведомление, является Администрация МО ГО «Сыктывкар». Оспариваемые ответы Администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** и ** ** ** года являются отказом в проведении публичного мероприятия, поскольку они не содержат обоснование невозможности проведения мероприятия в требуемом месте, предложение по изменению места проведения публичного мероприятия не мотивировано. В ходе судебного разбирательства установлено, что территория, на которой предполагалась провести публичное мероприятие, имеет площадь 196 кв.м., следовательно, с учетом требований постановления Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» (для площадок у административных зданий норма составляет - не более 1,5 чел./кв. м.) для проведения пикета с составом участников до 50 человек указанной площади достаточно. При указанных обстоятельствах ответ АМО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** года является необоснованным. Использование в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» таких понятий, как «мотивированное предложение» и «согласование», свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. Содержащееся в части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» понятие «мотивированное предложение» - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению. В ответе ** ** ** года АМО ГО «Сыктывкар», сославшись на невозможность проведения пикета возле здания администрации Эжвинского района в связи с проведением плановых работ по благоустройству, заявителю предложено альтернативное место проведения мероприятия – ул. .... Судом проверены данные о проведении плановых работ по благоустройству. Представитель Администрации Эжвинского района в ходе судебного разбирательства указывала на то, что в этот день должны были проводиться работы по очистке ливнестоков, находящихся на проезжей части, а также работы на газонах, расположенных на площадке перед администрацией. Из представленных суду Эжвинским МУП «...» документов следует, что работы по благоустройству газонов осуществляются в летне-осенний период, но не позднее 30 сентября. Таким образом, вышеуказанные доводы представителей заинтересованных лиц не нашли своего подтверждения. Администрация МО ГО «Сыктывкар» не исполнила свою предусмотренную законом обязанность по предложению заявителям альтернативного места проведения мероприятия, позволяющего реализовать цели планируемого мероприятия. К такому выводу суд приходит, учитывая, что целями пикетирования названы «...»; «...»; «...». Как пояснял заявитель, пикетирование планировалось провести именно в Эжвинском районе, поскольку от загрязнения воздуха страдают жители этого района. АМО ГО «Сыктывкар» заявителю было предложено место проведения мероприятия, расположенное в противоположной от Эжвы стороне, а именно в районе границы г. Сыктывкар и с. Выльгорт. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решения администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** и ** ** ** года являются незаконными. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать решения Администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** года и от ** ** ** года, выраженные в отказе согласовать проведение публичного мероприятия, не соответствующими закону. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Сироткина Е.М.