Дело № 2-5917/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 ноября 2011 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Патрушевой А.Г., при секретаре Сметаниной Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Жилищная управляющая компания» о признании противоречащим законодательству и недействующим распоряжения, у с т а н о в и л : Прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к ООО «Жилищная управляющая компания» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента издания распоряжения директора ООО «Жилищная управляющая компания» от 30.03.2011г. , адресованного ОАО «Расчетный центр» о проведении корректировки платы за жилищно-коммунальные услуги в виде холодного и горячего водоснабжения, отвода горячей и холодной воды согласно Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 317 по формуле № 4 – для помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, по формуле № 9 – для помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, за период с января по ноябрь 2010 года и за март 2011 года. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ОАО «Расчетный центр», Администрация МО ГО «Сыктывкар», МУП «Сыктывкарский водоканал», ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9». В судебном заседании представитель прокурора иск поддержала. Представители ООО «Жилищная управляющая компания» с иском не согласились. Представители ОАО «Расчетный центр», МУП «Сыктывкарский водоканал» поддержали позицию ответчика. Представитель ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» позиции по спору не высказала. Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему. ООО «Жилищная управляющая компания» осуществляет управление жилыми домами №№ 2, 4, 12, 16, 18, 20, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54 по ул. Димитрова; №№ 33а, 49 по ул. Катаева, №№ 206, 208, 216, 216а, 218, 220, 222, 224, 225, 227, 228 по ул. Карла Маркса, №№ 31, 33, 35, 37, 39, 43, 44, 45, 46, 47, 53, 59, 62, 65, 66, 68, 69, 71, 73, 75, 76, 76а, 77, 78, 79, 80, 82, 83, 84, 85, 86, 88 по ул. Коммунистическая, №№ 2, 3, 4, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 23, 25 по ул. Малышева; №№ 2, 4, 6, 10, 12, 21, 23, 29, 31, 33, 37, 39, 41 по ул. Морозова; №№ 14, 18, 20, 26, 30, 32, 38, 43, 53, 64, 66, 72, 104, 170 по Октябрьскому проспекту; №№ 2, 18 по ул. Оплеснина; № 19 по ул. Петрозаводская; №№ 2, 4, 6, 8, 16а, 18а по ул. Печорская; №№ 32, 38, 42, 59, 61 по ул. Старовского в г.Сыктывкаре. ** ** **. между ООО «Жилищная управляющая компания» и МУП «Расчетный центр» (ныне ОАО «Расчетный центр») заключен договор возмездного оказания услуг по начислению платежей за услуги и ведению учета потребителей услуг, согласно которому ООО «Жилищная управляющая компания» поручает, а МУП «Расчетный центр» на возмездной основе принимает на себя обязательства по оказанию ООО «Жилищная управляющая компания» комплекса услуг, а именно: производить расчет начислений платежей потребителям услуг за потребленные ими услуги на основании заключенных ООО «Жилищная управляющая компания» договоров на оказание соответствующих услуг с ресурсноснабжающими организациями, договоров с потребителями услуг на оказание таких услуг, с учетом предоставляемых льгот; вести достоверный учет потребителей услуг; осуществлять работу с потребителями услуг. Распоряжением , адресованным ОАО «Расчетный центр», директор ООО «Жилищная управляющая компания» распорядился произвести корректировку по холодному, горячему водоснабжения и отводу горячей, холодной воды согласно Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 317 по формуле № 4 (для помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета), по формуле № 9 (для помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета), за период с января по ноябрь 2010 года и за март 2011 года. ОАО «Расчетный центр» распоряжение исполнено - корректировка произведена, суммы корректировок включены в счета-извещения на оплату жилищно-коммунальных услуг и выставлены к оплате потребителям. Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилищно-коммунальные услуги в домах, управление которыми передано управляющей организации, вносится в пользу управляющей компании. При этом в силу ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами Согласно п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. В силу п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. Согласно п.п. «б» п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения – в соответствии с пп. 3 п. 1 приложения № 2 к указанном Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором – 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с пп. 4 п. 1 приложения № 2 к Правилам, то есть в соответствии с формулой № 4 Приложения № 2 к Правилам. В соответствии с п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения – в соответствии с пп. 1 п. 3 приложения N 2 к Правилам, то есть по формуле № 9 Приложения № 2 к Правилам. Указанной формулой предполагается при определении размера платы за коммунальные услуги учет неизбежных внутридомовых потерь коммунальных ресурсов. Таким образом, произведение корректировки размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение и водоотведения допускалось Правилами предоставления коммунальных услуг только для жилых помещений, не оборудованных индивидуальным прибором учета потребления указанных ресурсов. Произведение корректировки размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение и водоотведение, потребленные в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета, законодательством не предусмотрено и прямо противоречит п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг. На основании распоряжения ООО «Жилищная управляющая компания» производились корректировки платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение и водоотведения, потребленные в жилых помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учета. Кроме того, при определении размера корректировки не учитывались периоды наличия либо отсутствия в жилых помещениях индивидуальных приборов учета потребления коммунальных ресурсов в течение периода времени, за который производилась корректировка. В жилых помещениях, в которых индивидуальные приборы учета были установлены в течение периода, за который производилась корректировка платы, корректировка с применением формулы № 4 Приложения № 2 к Правилам за период времени отсутствия в жилом помещении приборов учета не производилась, что повлекло за собой начисление корректировки в повышенном размере в отношении иных жилых помещений. Таким образом, произведенная корректировка повлекла для собственников, нанимателей, членов их семей как потребителей коммунальных услуг обязанность по оплате коммунальных услуг в размере, определенном в несоответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правил и договоров управления жилыми домами. В силу ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплачивать оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем. Таким образом, возложение на потребителя обязанности по оплате услуг, которые ему не оказывались, и начисление платы за которые не основано на законе, нарушает права собственников, нанимателей, членов их семей как потребителей коммунальных услуг. Кроме того, при начислении корректировок платы за коммунальные ресурсы ООО «Жилищная управляющая компания» допущено нарушение сроков произведения корректировок. В случаях, предусмотренных п.п. 19 и 22 Правил предоставления коммунальных услуг корректировка размера платы за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение производится 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором – 1 раз в год. Договорами на управление многоквартирными жилыми домами, заключенными между ООО «Жилищная управляющая компания» и собственниками жилых помещений, не оговорена возможность произведения корректировки платы за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение 1 раз в год. Условиям договоров управления размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета (домовых, поквартирных) и выставленных счетов поставщиков коммунальных ресурсов по договорам, заключенным на основании договора комиссии, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, утверждаемых органами местного самоуправления. Распределение показаний домового прибора (счетчика поставщика) между собственниками помещений и отсутствии (полном или частичном) поквартирных приборов учета производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307. Таким образом, при определении сроков проведения корректировок ООО «Жилищная управляющая компания» должно было руководствоваться положениями п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг, то есть производить корректировки плат за коммунальные услуги в виде холодного и горячего водоснабжения и водоотведении 1 раз в квартал. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что распоряжение директора ООО «Жилищная управляющая компания» от 30.03.2011г. принято с нарушением требований действующего законодательства и договоров управления многоквартирными жилыми домами. Доводы представителей ООО «Жилищная управляющая компания» о прекращении производства по делу в связи с отсутствием у прокурора субъективного права на обращение в суд с настоящим иском не обоснованны, учитывая следующее. В силу ст. 220 ГПК суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым ГПК РФ или другими федеральными законами не предоставлено такое право. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав. Распоряжением директора ООО «Жилищная управляющая компания» от 30.03.2011г. затронуты права, свободы и законные интересы всех собственников, нанимателей, и членов их семей, проживающих в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО «Жилищная управляющая компания». В силу ст. 129 Гражданского кодекса РФ объекты гражданских прав, в том числе жилые помещения, могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Таким образом, за период с января 2010 года по март 2011г. круг собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО «Жилищная управляющая компания», не являлся фиксированным. Кроме того, не является фиксированным круг членов семей собственников и нанимателей жилых помещений за столь продолжительный период времени произведения корректировки. Таким образом, установить круг лиц, чьи права, свободы и законные интересы могли быть нарушены распоряжением директора ООО «Жилищная управляющая компания» не представляется возможным. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора подано в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Оспариваемое прокурором распоряжение ООО «Жилищная управляющая компания» не является нормативным правовым актом, поскольку ООО «Жилищная управляющая компания» как коммерческая организация не наделено законодательством Российской Федерацией полномочиями на издание нормативного правового акта, отличительной чертой которого является общеобязательность для всех лиц, на которых оно распространяется. Указанное распоряжение является ненормативным локальным правовым актом. В связи с чем, суд находит исковые требования прокурора в защиту неопределенного круга лиц основанными на законе и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд р е ш и л : Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента издания распоряжение директора ООО «Жилищная управляющая компания» от 30.03.2011г. , адресованное ОАО «Расчетный центр» о проведении корректировки по холодному и горячему водоснабжению, отводу горячей и холодной воды согласно Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 по формуле № 4 – для помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета за 2010 год, и по формуле № 9 – для помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, за период с января по ноябрь 2010 года и за март 2011 года. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней с момента составления его мотивированной части. Судья - Патрушева А.Г.