Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 ноября 2011 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Дульцевой Ю.А., при секретаре Саенко О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Сыктывкара к Администрации МО ГО «Сыктывкар», ООО « Зайкон –М» о признании незаконным Постановления № 2\375 от 11.02.2011г. о предоставлении земельного участка, признании недействительным договора аренды земельного участка, обязании сноса самовольной постройки; у с т а н о в и л : Прокурор г.Сыктывкара, действующий в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным Постановления АМОГО « Сыктывкар» №2\375 от 11.02.2011г. о предоставлении ООО « Зайкон –М» в аренду земельного участка площадью 360 кв.м. по адресу : г.Сыктывкар, ул.Первомайская, ( район жилого дома №115) для размещения магазина- павильона непродовольственных товаров ( движимое имущество), признании недействительным договора аренды указанного земельного участка № 01\11-76 от 18.03.2011г., заключенного между АМОГО «Сыктывкар» и ООО « Зайкон–М», а также сносе самовольной постройки – магазина –павильона из легких металлических конструкций, по адресу: г.Сыктывкар, ул.Первомайская, д.115, возведенной ООО « Зайкон –М». В обоснование заявленных требований истец указал, что Прокуратурой г.Сыктывкара была проведена проверка, в ходе которой установлено, что возводимый на участке объект не является движимым имуществом, т.к. выполнен на фундаменте. Соответственно, установленная ст.30 ЗК РФ процедура выделения данного земельного участка нарушена ответчиком, оспариваемые постановление и договор аренды не соответствуют характеристикам того объекта, который в действительности расположен на участке. Судом к участию в деле привлечены Государственная инспекция по строительному надзору г. Сыктывкара ( Инспекция ГАСН), Управления архитектуры, градостроительства, и землепользования АМО ГО «Сыктывкар». В судебном заседании Прокурор г.Сыктывкара на удовлетворении заявления настаивал по изложенным в нем основаниям. ООО « Зайкон –М», надлежаще извещенное судом о дате и времени рассмотрения дела по адресу места нахождения юридического лица, и ранее получавшее судебные уведомления по указанному адресу, от получения повестки уклонилось, явку представителя в судебное заседание не обеспечило. Представитель Управления архитектуры, градостроительства, и землепользования, а также самой Администрации МО ГО «Сыктывкар» каких- либо возражений по существу требований о признании незаконным Постановления АМОГО « Сыктывкар» №2\375 от 11.02.2011г. и признании недействительным договора аренды № 01\11-76 от 18.03.2011г., не заявили, поясняя, что на согласование был представлен эскизный проект магазина, на котором не был отражен фундамент здания, таким образом, действительно, принятые документы не соответствуют характеристикам объекта строительства, который является недвижимым имуществом. В части требований о сносе самовольной постройки – магазина –павильона из легких металлических конструкций, по адресу: г.Сыктывкар, ул.Первомайская, д.115, с иском не согласились, поясняя, что с их позиции постройка не является самовольной, допущенные нарушения устранимы, т.к. процедура выделения земельного участка проходит повторное согласование. В соответствии с требованиями закона проведены публичные слушания, в настоящее время УАиГ подготовлен акт выбора земельного участка, а также проект Постановления об утверждении данного акта выбора, схемы расположения земельного участка, предварительном согласовании сроком на 3 года ООО « Зайкон –М» места размещения объекта недвижимости. Представитель Инспекция ГАСН в судебном заседании пояснил, что на момент проверки ( 08.08.2011г.) на объекте был выявлен ряд нарушений, с которыми Застройщик был согласен, в том числе, установлено, что здание расположено на фундаменте, т.е. для его возведения требуется разрешение на строительство. Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему выводу. Как было установлено в ходе рассмотрения дела, по заявлению ООО « Зайкон –М» Постановлением Главы Администрации МОГО «Сыктывкар» №11\4874 от 09.11.2010г. была утверждена схема расположения земельного участка площадью 360 кв.м. по адресу : г.Сыктывкар, ул.Первомайская, ( район жилого дома №115) для размещения магазина- павильона непродовольственных товаров ( движимое имущество). ООО « Зайкон –М» поручено произвести постановку земельного участка на кадастровый учет и предоставить в АМОГО его кадастровый паспорт и эскизный проект объекта строительства для согласования и оформления прав на земельный участок. Постановлением Главы Администрации МОГО «Сыктывкар» №2\375 от 11.02.2011г. земельный участок по адресу : г.Сыктывкар, ул.Первомайская, ( район жилого дома №115) площадью 360 кв.м. с кадастровым номером ... предоставлен ООО «Зайкон-М» в аренду, сроком на 4 года для размещения магазина- павильона непродовольственных товаров ( движимое имущество). Во исполнение указанного Постановления, 18.03.2011г. ООО «Зайкон-М» с АМОГО «Сыктывкар» заключен договор аренды вышеупомянутого земельного участка № 01\11-76, и зарегистрирован в Управлении Росреестра по РК 22.06.2011г. В соответствии с п.1.1. Договора аренды, назначением земельного участка является размещение магазина- павильона непродовольственных товаров ( движимое имущество). ** ** **. между ООО «Зайкон-М» и ООО «...» заключен договор подряда на строительство магазина-павильона из быстровозводимых конструкций по ул.Первомайской в районе ж/д №115 в г.Сыктывкаре. Согласно п.1.1. указанного договора, в предмет договора входит выполнение таких видов работ, как устройство монолитных плит перекрытия, каменные работы. 08.08.2011г. Инспекцией ГАСН (акт проверки № 35-АГ) выявлено, что строительные работы на объекте в нарушение ч.2 ст.51 ГрК РФ выполняются без разрешения на строительство. То обстоятельство, что возводимый объект расположен на фундаменте, прочно связан с землей и по своим техническим характеристикам является объектом недвижимости, в ходе рассмотрения дела не оспаривалось сторонами, в том числе, и представителем ООО «Зайкон-М». Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации. В соответствии с положениями пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Далее - Кодекс) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В соответствии с частью 2 статьи 51 Кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Согласно части 7 статьи 51 Кодекса в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 указанного Кодекса. 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта. Пунктом 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Сыктывкар", утвержденных решением Совета МОГО « Сыктывкар» от 30.04.2010г. N 31\04-560 (далее - Правила), правила землепользования и застройки в городе Сыктывкаре в соответствии с законодательством Российской Федерации (Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ) вводят систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования на зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента. В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил земельный участок площадью 360 кв.м. по адресу : г.Сыктывкар, ул.Первомайская, ( район жилого дома №115) расположен в зоне ОИ (исторический центр города). В соответствии с установленными Правилами ограничениями, «ввиду особой ценности зоны исторического центра города проектирование и застройку на его территории необходимо вести на основе специальных исторических исследований, конкурсов, широких публичных слушаний и обсуждений в СМИ». Кроме того, территория в границах улиц Ленина, Куратова, Первомайской, Тентюковской, в пределах которой он расположен, отнесена к зонам регулирования застройки « Б», т.е. является зоной с ограничениями использования ( соблюдение этажности, габаритных размеров здания ). Поскольку установленная нормами ЗК РФ и ГрК РФ процедура предоставления земельных участков для строительства объектов при вынесении Постановления АМОГО « Сыктывкар» №2\375 от 11.02.2011г. о предоставлении ООО « Зайкон –М» земельного участка в аренду, и заключении в последующем договора аренды земельного участка №01\11-76 от 18.03.2011г., соблюдена не была, доводы прокурора о несоответствии закону акта исполнительного органа власти и недействительности договора аренды в силу ст.168 ГК РФ являются обоснованными, а исковые требования в указанной части – подлежащими удовлетворению. Из пункта 3 ст.30 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление земельных участков для строительства на условиях аренды осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов. Согласно пункту 5 названной статьи, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса. На основании пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. В силу пунктов 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта. На дату рассмотрения настоящего спора произведен выбор земельного участка для строительства, в соответствии с установленной законом процедурой оформлен акт выбора земельного участка № 3066 от 16.09.2011г. Как следует из акта ( п.5.1) на основании представленных материалов уполномоченной комиссией согласовано размещение объекта «магазин- павильон непродовольственных товаров», как объекта недвижимости, на спорном земельном участке, АМОГО « Сыктывкар» рекомендовано утвердить данный акт выбора. 17.10.2011г. в газете « Панорама столицы» опубликовано извещение Администрации о планируемом размещении данного объекта на земельном участке площадью 360 кв.м. по адресу : г.Сыктывкар, ул.Первомайская, ( район жилого дома №115). 25.10.2011г. проведены публичные слушания, в результате которых 2\3 от общего числа принимавших участие в голосовании одобрено строительство объекта на данном земельном участке. Право на получение земельного участка в аренду для целей строительства может быть реализовано в том порядке, который предусмотрен нормами действующего законодательства ( ГК РФ, ЗК РФ). В соответствии со ст.222 ГК РФ, строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это соответствующих разрешений или с существенным нарушением правил, является самовольной постройкой и подлежит сносу осуществившим ее лицом. Аналогичное положение закреплено и в специальном законодательстве. Так, лицо, виновное в строительстве объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос ( полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние ( п.3 ст.25 ФЗ « Об архитектурной деятельности»). Однако, акт выбора земельного участка, а также итоги публичных слушаний, никем не оспорены, при рассмотрении дела суд исходит из факта их действительности. В настоящее время в АМОГО « Сыктывкар» на утверждении находится Постановление о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства по адресу : г.Сыктывкар, ул.Первомайская, ( район жилого дома №115). Принимая во внимание отсутствие признания возведенного объекта самовольной постройкой со стороны АМОГО « Сыктывкар», а также осуществление ответчиками в установленном законом порядке процедуры оформления прав ООО « Зайкон–М» на использование земельного участка, суд считает заявленные требования о сносе объекта незавершенного строительства преждевременными и не подлежащими удовлетворению на дату их рассмотрения. Руководствуясь ст.194- 199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора г.Сыктывкара- удовлетворить частично. Признать незаконным Постановление АМОГО «Сыктывкар» № 2\375 от 11.02.2011г. о предоставлении ООО « Зайкон–М» земельного участка по ул.Первомайская, ( район жилого дома №115) для размещения магазина- павильона непродовольственных товаров ( движимое имущество). Признать недействительным договор аренды земельного участка площадью 360 кв.м. по адресу : г.Сыктывкар, ул.Первомайская, ( район жилого дома №115) № 01\11-76 от 18.03.2011г., заключенный между АМОГО «Сыктывкар» и ООО « Зайкон–М». В удовлетворении требований о сносе самовольной постройки – магазина –павильона из легких металлических конструкций, расположенного по адресу: г.Сыктывкар, ул.Первомайская, ( район жилого дома №115), прокурору г. Сыктывкара - отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней с момента изготовления его мотивированной части. Судья - Ю.А. Дульцева