Дело № 2-5648/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд В составе судьи НАГИБИНОЙ Е.Л. При секретаре Шмаковой Т.С. Рассмотрев в открытом судебном заседании 17 октября 2011 года в г. Сыктывкаре гражданское дело по заявлению Фонда в поддержку демократии «Голос» о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара, выразившегося в издании приказа для участковых избирательных комиссий об удалении ** ** ** года с избирательных участков при подсчете голосов наблюдателей от средств массовой информации, признании незаконными действий участковых избирательных комиссий № 4, 15, 17, 19, 20, 22, 61, выразившихся в удалении ** ** ** года с избирательных участков при подсчете голосов корреспондентов газеты «Гражданский голос», УСТАНОВИЛ: Фонд в поддержку демократии «Голос» обратился в суд с заявлением к Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара, Избирательной комиссии Республики Коми о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара, выразившегося в издании приказа для участковых избирательных комиссий об удалении ** ** ** года с избирательных участков при подсчете голосов наблюдателей от средств массовой информации, признании незаконными действий участковых избирательных комиссий № 4, 15,17,19, 20,22,61, выразившихся в удалении ** ** ** года с избирательных участков при подсчете голосов корреспондентов газеты «Гражданский голос» из помещений для подсчета голосов. В дальнейшем от требований к Избирательной комиссии РК последовал отказ от заявленных требований, который принят судом, производство по делу прекращено. В судебном заседании представитель заявителя свои требования поддержал. Представитель Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара заявленные требования не признал. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, суд приходит к следующему. Согласно ст. 254 ГПК РФ организация вправе оспорить в суде действие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 38 ФЗ «О средствах массовой информации» государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Газета «Гражданский голос» является средством массовой информации, созданной Ассоциацией некоммерческих организацией «В защиту прав избирателей» «Голос» и Фондом в поддержку демократии «Голос». Средство массовой информации зарегистрировано ** ** ** года в Федеральной службе по надзору связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, юридическим лицом не является. Учредитель газеты, Фонд в поддержку демократии «Голос» обратился в суд с вышеуказанными требованиями, указав, что ** ** ** года, в 20.00, после окончания голосования, с избирательных участков № 4, 15, 17, 19, 20, 22, 61 были удалены корреспонденты газеты «Гражданский голос», со ссылкой на отсутствие аккредитации. По мнению заявителя, были нарушены требования ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не предусматривающей процедуры аккредитации средств массовой информации при территориальной избирательной комиссии, вследствие чего, средством массовой информации не была получена полная и достоверная информация о ходе подсчета голосов на выборах. Судом установлено, что Решением МО ГО «Сыктывкар» были назначены выборы депутатов Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» четвертого созыва (2011-2015). ** ** ** года в избирательную комиссию РК были направлены - образец редакционного задания газеты «...», копия редакционного удостоверения, список внештатных корреспондентов с просьбой об информировании Территориальной избирательной комиссии о присутствии корреспондентов указанного средства массовой информации. ** ** ** года на имя руководителя отдела мониторинга выборов Ассоциации «Голос» председателем избирательной комиссии Республики Коми был направлен ответ, в котором разъяснялось, какие документы журналистам необходимо будет представить для участия в освещении работы избирательных комиссий. ФЗ «О средствах массовой информации» (ст. 49) предписывают журналисту предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Согласно ст. 52 указанного Закона, профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется на лиц со специальным статусом - авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции. Установлено, что от редакции газеты «...» на избирательные участки № 4,15, 17, 19, 20, 22, 61 были направлены корреспонденты К., Г., М., Ш., С., Л. и А.. Председатели участковых комиссий № 4 ( А.Ф.), № 22 ( Е.А.), № 15 ( Л.В.), № 17 ( М.В.), № 20 ( И.О.) в суде подтвердили, что в день выборов, по окончании голосования, перед подведением его итогов, на участки позвонили из Территориальной избирательной комиссии и дали указание корреспондентов газеты «...» с участков удалить, причины и основания такого указания не разъяснялись. Указание было выполнено, корреспонденты были удалены. Л.И., председатель участковой комиссии участка № 19 в суде заявила, что помнит события ** ** ** плохо, но припоминает, что необходимых документов у корреспондента не было. Факт удаления корреспондента газеты «...» с участка № 19 подтверждается показаниями свидетеля А.В. в судебном заседании ** ** ** года. В ответе на обращение от ** ** ** о нарушении избирательного законодательства, председатель Территориальной избирательной комиссии ссылался на ст. 25 Регламента Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара , в редакции Постановления , согласно которому на заседаниях и при работе с протоколами об итогах голосования на выборах, референдуме вправе присутствовать представители средств массовой информации, аккредитованные при Комиссии. Отсутствие аккредитации не давало право корреспондентам газеты присутствовать на участке при подсчете голосов избирателей. Таким образом, в суде установлено, что Территориальной избирательной комиссией не издавался приказ для участковых избирательных комиссий об удалении с избирательных участков наблюдателей от средств массовой информации, и в этой части в удовлетворении заявленного требования следует отказать. Действия участковых избирательных комиссий № 4,15,17,19,20,22, основанные на устном распоряжении должностных лиц Территориальной избирательной комиссии об удалении корреспондентов газеты «...» являются незаконными, так как действующее избирательное законодательство не содержит требования аккредитации при избирательной комиссии, как условие присутствия при осуществлении работы комиссии. В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 12.06.02 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации. Статья 26 Регламента противоречит федеральному законодательству, ограничивает права средства массовой информации на получение полной и достоверной информации, и потому не подлежит применению. По смыслу ст. 48 ФЗ «О средствах массовой информации», п. 21 Постановления Пленума ВС РФ № 16 от 15.06.10 года «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» аккредитация журналистов при государственном органе, организации, учреждении, органе общественного объединения является правом редакции и представляет собой дополнительный законный способ поиска и получения информации в целях дальнейшего производства и распространения ее для неограниченного круга лиц. Кроме того, согласно ч.2 ст. 15 Закона «О выборах и референдуме в Республике Коми», решения избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в соответствующих уровню выборов, референдума государственных региональных (Республики Коми) или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в течение 7 дней со дня принятия соответствующего решения, если иной срок не предусмотрен Федеральным законом, настоящим Законом. Из объяснений представителя заинтересованного лица следует, что изменения в Регламент от 29.12.10 года, устанавливающие ограничения для представителей средств массовой информации, опубликованы не были. Действия участковых избирательных комиссий, ограничивших доступ не аккредитованных журналистов, безусловно, нарушают права средства массовой информации на получение информации о выборах. Нарушение избирательных прав на участке № 61 в судебном заседании не нашло своего подтверждения, показания председателя участковой избирательной комиссии А.П. о том, что корреспондент Ш. покинула избирательный участок сама, после объявления об окончании голосования, заявителем не опровергнуты. Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление удовлетворить частично. Отказать Фонду в поддержку демократии «Голос» в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара, выразившегося в издании приказа для участковых избирательных комиссий об удалении ** ** ** года с избирательных участков при подсчете голосов наблюдателей от средств массовой информации, а также в признании незаконными действий участковой избирательной комиссии № 61, совершенных ** ** ** года. Признать незаконными действия участковых избирательных комиссий № 4, 15,17,19,20,22 Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара, выразившиеся в удалении ** ** ** года с данных избирательных участков при подсчете голосов корреспондентов газеты «Гражданский голос» из помещений избирательного участка. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Коми со дня вынесения мотивированного решения через Сыктывкарский городской суд. Судья Нагибина Е.Л.