Дело № 2-7996/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми В составе судьи Марковой Г.Н. При секретаре Дуркиной Г.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании 08 ноября 2011 года дело по иску Скриповой Т.Е. к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РК об обязании произвести перерасчет и выплату пособия по беременности и родам за период с ** ** ** по ** ** ** года, включив в расчет среднего заработка для исчисления пособия выплаты материального стимулирования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 611, приказом Министерства финансов РФ от 17 октября 2007 года № 90н, по иску к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми о возмещении расходов Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РК по выплате пособия по беременности и родам, У С Т А Н О В И Л: Скрипова Т.Е. обратилась в суд с иском к Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РК об обязании произвести перерасчет и начисление сумм пособия по временной нетрудоспособности по беременности, обязании ГУ Фонд социального страхования РФ по Республике Коми возместить расходы по Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РК по выплате пособия по беременности и родам. В обоснование исковых требований указала, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с ** ** ** года. С ** ** ** года находилась в отпуске по беременности и родам. При исчислении пособия в состав заработка не были включены средства материального стимулирования государственных гражданских служащих налоговых органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 и Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н; единовременные премии и единовременные поощрения, предусмотренные Положением о порядке премирования и выплаты поощрения; материальная помощь, предусмотренная Положением об оказании материальной помощи; единовременная выплата и материальная помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренная Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ, работодателем неверно исчислен средний заработок, в связи с чем она получила пособие в меньшем размере. Ответчик представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что указанные истицей выплаты в состав денежного содержания государственного гражданского служащего не входят, заявил о пропуске Скриповой Т.Е. срока на обращение в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ. Государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми в отзыве на иск указало, что застрахованное лицо не участвует во взаимоотношениях страховщика и страхователя по вопросам возмещения Фондом расходов, произведенных на цели обязательного социального страхования. Истица представила возражения на отзыв ответчика Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РК, указав, что имеет место не трудовой спор, а спор между страхователем и застрахованным лицом, поскольку связан с вопросами социального страхования. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 255-ФЗ пособие должно быть выплачено за все прошлое время без ограничения каким – либо сроком. ** ** ** года Скрипова Т.Е. представила уточнение исковых требований, просила обязать произвести перерасчет пособия по временной нетрудоспособности и обязать ответчика Межрайонную Инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РК выплатить пособие за спорный период в размере ... руб. В судебном заседании истица на иске настаивает. Представители Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РК с иском не согласились. Представитель ГУ ФСС РФ по РК поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 255-ФЗ от 29 декабря 2006 года пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. В средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». В силу ч.2 Постановления Правительства РФ от 15.06.07 года № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". В соответствии с п. 2 Положения в редакции, действовавшей в период нахождения Скриповой Т.Е. в отпуске по беременности и родами, в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. К указанным выплатам относятся: а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время; б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам; в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; г) заработная плата, выданная в неденежной форме; д) денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации; е) начисленный в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения; ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки; з) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой; и) повышенная оплата труда, связанная с особыми условиями труда (в местностях с особыми климатическими условиями, на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда), повышенная оплата труда за работу в ночное время, оплата работы в выходные и праздничные дни, сверхурочной работы; к) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет; л) другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат. Таким образом, в состав среднего заработка при исчислении пособия должны быть включены средства материального стимулирования, поскольку в силу п. п. «л», «к» п. 2 Положения, в состав заработка могут быть включены премии и вознаграждения, другие виды выплат предусмотренные системой оплаты труда. В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе» от 27 июля 2004 года № 79 - ФЗ оплата государственного гражданского служащего производится в виде денежного содержания. Денежное содержание состоит из должностного оклада, оклада за классный чин, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено, что с 1 января 2007 г. и в 2008 - 2011 годах осуществляется материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ был издан Приказ Минфина России от 17 октября 2007 года № 90н, которым был утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы. Согласно данному Порядку материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности. В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ стимулирующие выплаты, доплаты, надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты являются частью заработной платы. Довод ответчиков о том, что средства материального стимулирования не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, поскольку выплата средств материального стимулирования осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников и потому не подлежит включению в состав заработной платы, судом во внимание не может быть принят. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (в редакции, действующей в спорный период) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.06.07 года № 375 в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Не предусмотрено исключение спорный сумм положениями главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. В 2008 - 2009 годах истице были выплачены денежные средства материального стимулирования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 № 611, однако в состав заработка для исчисления пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком эти суммы ответчиком не включены. Вместе с тем требования истицы не подлежат удовлетворению, поскольку Скриповой Т.Е. пропущен установленный ст. 392 ТК РФ срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, что является основанием к вынесению решения об отказе в иске. В ходе рассмотрения дела ответчиком Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РК заявлено о пропуске Скриповой Т.Е. срока на обращение в суд. Проверив доводы ответчика относительно пропуска истцом срока обращения с исковым заявлением, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения этого заявления ответчика. Статьей 392 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Тем самым, начало течения указанного срока обращения в суд следует считать с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Этот момент связан с обстоятельствами, имеющими юридическое значение. Судом установлено, что в период с ** ** ** по ** ** ** года истица была временно нетрудоспособна, на основании представленного листка нетрудоспособности ответчиком начислено и выплачено Скриповой Т.Е. в марте 2009 года пособие по беременности и родам. Таким образом, о нарушении своего права истице стало известно в день получения пособия по беременности и родам. Приказом от ** ** ** года ей предоставлен отпуск с года по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. ** ** ** года она приступила к исполнению служебных обязанностей. Доказательств уважительности причин пропуска срока истцом суду не представлено. В связи с пропуском срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора не имеется законных оснований для удовлетворения иска об обязании произвести перерасчет и выплату пособия по беременности и родам за период с ** ** ** по ** ** ** года. Иск о взыскании оплаты пособия по временной нетрудоспособности заявлен истцом ** ** ** года. Довод истицы об отсутствии оснований для применения ст. 392 ТК РФ, поскольку заявленные требования не являются трудовым спором, судом во внимание не принимается. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 255-ФЗ от 29 декабря 2006 года, назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине страхователя или территориального органа страховщика, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Пособие по беременности и родам без учета средств материального стимулирования было начислено и выплачено истице. В данном случае предметом спора является право на получения от работодателя пособия по временной нетрудоспособности в большем размере, с учетом средств материального стимулирования. В соответствии со ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Обязанность по выплате пособия по временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами возложена в соответствии с нормами действующего законодательства на работодателя. Таким образом, имеет место индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 381 ТК РФ). В иске к Фонду социального страхования истице также следует отказать, поскольку в соответствии с п. 2.2 и п. 2.5 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утв. Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №22, выплата пособий по обязательному социальному страхованию производится страхователем - работодателем в порядке и на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования, на основании документов, подтверждающих право работника на получение соответствующего пособия. Страхователи - работодатели, являющиеся плательщиками единого социального налога, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд. В случае превышения суммы расходов по обязательному социальному страхованию над суммой начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, а также страхователям, имеющим налоговые льготы по уплате единого социального налога в соответствии с пунктом 1 статьи 239 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию выделяются отделением (филиалом отделения) Фонда в порядке, установленном пунктом 3.3 Инструкции. Таким образом, застрахованное лицо не участвует во взаимоотношениях страховщика и страхователя по вопросам порядка возмещения Региональным отделением Фонда расходов произведенных на цели обязательного социального страхования. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Скриповой Т.Е. к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РК об обязании произвести перерасчет и выплату пособия по беременности и родам за период с ** ** ** по ** ** ** года, включив в расчет среднего заработка для исчисления пособия выплаты материального стимулирования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 611, приказом Министерства финансов РФ от 17 октября 2007 года № 90н, по иску к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми о возмещении расходов Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РК по выплате пособия по беременности и родам – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Г.Н.Маркова Судья Г.Н.Маркова