Дело № 2-8506/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд РК В составе председательствующего судьи Марковой Г.Н. При секретаре Дуркиной Г.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 21 ноября 2011 года дело по заявлению ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиала по Республике Коми на решение – 3 заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Коми – главного государственного инспектора труда в Республике Коми от 30 сентября 2011 года, УСТАНОВИЛ: 08 сентября 2011 года государственным инспектором труда (правовым) проведена внеплановая проверка филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Коми, по результатам которой составлен акт проверки соблюдения трудового законодательства, в отношении ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиала по Республике Коми вынесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Не согласившись с вынесенным предписанием, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиал по Республике Коми обратилось с жалобой к вышестоящему должностному лицу - руководителю Государственной инспекции труда в Республике Коми. Решением - 3 от 30 сентября 2011 года Государственной инспекцией труда по Республике Коми по жалобе ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиала по Республике Коми признаны правомерными акт проверки соблюдения трудового законодательства и предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вынесенные государственным инспектором труда (правовым). ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиал по Республике Коми обратилось с заявлением на решение - 3, указав, что Трудовой кодекс РФ, Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусматривают возможность, но не обязывает организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые не финансируются из бюджетов, выплачивать своим работникам компенсации стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Заявитель, исходя из своего имущественного положения, вправе, но не обязан принять решение об установлении каких – либо дополнительных компенсационных выплат. Государственная инспекция труда по Республике Коми представила письменный отзыв, указав, что на основании распоряжения руководителя инспекции проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиале по Республике Коми. В ходе проверки выявлены нарушения трудового законодательства, в том числе, нарушение требований ч.8 ст. 325 ТК РФ, выразившееся в не установлении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Работодателю выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. В соответствии с ч. 8 ст. 325 ТК РФ работодатель обязан установить коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовыми договорами размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, поскольку гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены и закреплены главой 50 ТК РФ и носят императивный характер. Аналогичные положения содержатся в ч. 7 ст. 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Согласно ст. 2 ТК РФ, одним их основных принципов правового регулирования является сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ним отношений. Согласно положениям частей 1 и 4 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными и правовыми актами, содержащими нормы права, коллективными договорами, соглашениями. Не принятие локального акта в соответствии с требованиями ч.8 ст. 325 ТК РФ может рассматриваться не иначе, как незаконное лишение работников права на компенсацию расходов в полном объеме. В судебном заседании представитель заявителя на доводах заявления настаивал. Представитель Государственной инспекции труда по Республике Коми с жалобой ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиал по Республике Коми не согласилась. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, материалы административного дела в отношении Попковой К.К., суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Статьей 357 ТК РФ установлено, что государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем. Согласно ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю в порядке подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. По результатам проверки, проведенной государственным инспектором труда (правовой) А.В. на основании распоряжения ... руководителя государственной инспекции труда - главного инспектора труда в Республике Коми Каракчиевой М.А. выявлены нарушения трудового законодательства. Согласно акту проверки, в нарушение требований ч. 8 ст. 325 ТК РФ в филиале ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Коми не установлены размер, условия и порядок выплат компенсации стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Предписанием ... ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиал по Республике Коми обязано устранить данные нарушения трудового законодательства в срок до .... Не согласившись с результатами проверки в части выявленного нарушения требований ч.8 ст. 325 ТК РФ, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиал по Республике Коми обжаловало предписание ... вышестоящему должностному лицу. Решением - 3 заместителя руководителя Государственной инспекции труда государственного инспектора труда в Республике Коми Л.М. жалоба ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиал по Республике Коми оставлена без удовлетворения, предписание государственного инспектора труда А.В. от 12 сентября 2011 года ... - без изменения. Статьей 313 ТК РФ предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 8 ст. 325 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами. Аналогичные положения содержит ч. 7 ст. 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям». В соответствии с ч.1 ст.8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Поскольку оспариваемое решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда по Республике Коми от 30 сентября 2011 года принято в соответствии с законом, не противоречит трудовому законодательству Российской Федерации, при принятии оспариваемого решения властный субъект, решения которого обжалуются заявителем, не вышел за пределы своих полномочий, действовал в рамках компетенции, установленной законодательством, а оспариваемое решение не повлекло неправомерного нарушения прав и свобод заявителя, суд не находит оснований для удовлетворения заявления. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиала по Республике Коми на решение – 3 заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Коми – главного государственного инспектора труда в Республике Коми от 30 сентября 2011 года - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд РК. Председательствующий Г.Н. Маркова Председательствующий Г.Н. Маркова