Об оспаривании предписания Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми



Дело № 2-7858/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,

при секретаре Прохоровой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре «03» ноября 2011 года гражданское дело по заявлению Белых Н.Б. об оспаривании предписания Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми

у с т а н о в и л:

Белых Н.Б. обратился в Сыктывкарский городской суд РК с заявлением о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в РК Некучаевой Л.А. ... указывая в обоснование, что для определения размера районного коэффициента существенным является место проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не смотря на то, что работникам ..., проживающим в г. ..., г. ..., г. ..., согласно приказу ... определено место работы – станция ..., они имеют разъездной характер работы, им правомерно были определены размеры районного коэффициента, которые установлены в месте их жительства.

В судебном заседании Белых Н.Б. и представитель ОАО «Федеральная пассажирская компания» Шулепов А.М. требования поддержали.

Государственный инспектор труда в РК Некучаева Л.А. с требованиями не согласилась.

Заслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования Белых Н.Б. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что в связи с письменным обращением в ... резерва на основании распоряжения заместителя руководителя государственной инспекции труда ** ** ** ... государственным инспектором труда Некучаевой Л.А. с ** ** ** по ** ** ** года в отношении вагонного участка Сыктывкар СП Северного филиала - ОАО «ФПК» была проведена внеплановая выездная проверка.

Согласно акту проверки ..., были выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно:

1. Приказом ... «Об изменении существенных условий труда» для проводников пассажирских вагонов резерва проводников, проживающих в г...., ..., ..., с ** ** ** местом работы определена станция .... Указанные изменения внесены в трудовые договоры работников, в том числе А.Н., Г.А., А.В. При этом заработная плата указанным работникам, начиная с ** ** ** начисляется без учета работы в местностях с особыми климатическими условиями и в размере ниже установленных трудовым законодательством, а именно районный коэффициент к заработной плате начисляется в размере меньше ...%, что противоречит требованиям ст.148, ч.6 ст.136 Трудового кодекса РФ, ст.10 Закона РФ от 19 февраля 1993 гола № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных местностях».

2. В трудовые договоры проводников пассажирских вагонов резерва проводников, проживающих в г...., ..., ..., которым с ** ** ** местом работы определена станция ..., в том числе А.Н., Г.А., А.В., не внесены изменения в части оплаты труда, а именно не дополнены условиями выплаты районного коэффициента в размере ...%, чем нарушены требования ч.3 ст.57 ТК РФ.

Оспариваемым предписанием ... ... государственный инспектор труда Некучаева Л.А. обязала руководителя вагонного участка Сыктывкар СП Северного филиала – ОАО «Федеральная пассажирская компания» Белых Н.Б. устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: в срок до ** ** ** произвести перерасчет и выплату заработной платы работникам – проводникам пассажирских вагонов резерва проводников, проживающим в г. ..., ..., ..., которым приказом ... с ** ** ** местом работы определена ..., начиная с ** ** ** с учетом применения районного коэффициента в размере ... % от оклада; а также привести в соответствие с требованиями ст. 57 ТК РФ трудовые договоры, заключенные с данными проводниками путем внесения изменений (заключения дополнительных соглашений) в части оплаты труда, а именно дополнить недостающими условиями - указанием подлежащего к выплате районного коэффициента в размере ... % от оклада.

Согласно ст.ст. 353, 354 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работниками на территории РФ осуществляет федеральная инспекция труда. Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии со ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В силу ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Статьей 358 ТК РФ предусмотрено, что государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций).

Статьей 254 ГПК РФ предусмотрено, что организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Заявитель полагает, что оспариваемым предписанием на него, как руководителя вагонного участка, необоснованно возложена обязанность устранить нарушение, которого фактически нет.

Рассматривая законность и правомерность предписания, суд исходит из следующего.

Как следует из представленных документов, приказом ... начальника вагонного участка г. Сыктывкара в связи с изменениями в графике движения пассажирских поездов ... сообщением «...», ... сообщением «...», ... сообщением «...» с ** ** ** и вводом закольцованного маршрута пассажирского поезда ... сообщением «...», ... сообщением «...», а также в целях единого оперативного руководства и контроля за работой проводников пассажирского вагона Резерва проводников пассажирских вагонов (...), соблюдения режима труда и отдыха работников проездных бригад, введен в действие график работы и отдыха проводников в поезде ... и ... сообщением «...», для проводников пассажирских вагонов резерва проводников пассажирских вагонов (...), проживающих в г. ..., ..., ..., с явкой к постоянному месту сбора (ст. ...) и проезду пассажиром до места работы (ст. ...) и обратно.

Таким образом, для проводников данных пассажирских вагонов резерва проводников, проживающих в г. ..., г. ..., г. ... с ** ** ** местом работы определена станция «...». Изменения внесены в трудовые договоры работников, в том числе, А.Н., Г.А., А.В., однако заработная плата указанным работникам, начиная с ** ** ** выплачивается не в полном объеме, а именно: районный коэффициент начисляется в меньшем, чем ... процентов, размере.

В нарушение ч. 3 ст. 57 ТК РФ в трудовые договоры проводников пассажирских вагонов резерва проводников, проживающих в г. ..., ..., ..., местом работы которых с ** ** ** определена станция Воркута, в том числе, А.Н., Г.А., А.В., не внесены изменения в части оплаты труда, а именно не внесены сведения об установлении им районного коэффициента в размере ...%.

В соответствии со ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

По смыслу ч. 1 ст. 313 Трудового кодекса РФ соответствующие гарантии и компенсации устанавливаются этим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.

Статьями 10, 11 вышеуказанного Закона предусмотрено, что районный коэффициент и процентные надбавки за работу в местностях Крайнего Севера устанавливаются в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Аналогичному толкованию подлежат и нормы Трудового кодекса РФ, на что указывает положение ч. 1 ст. 316 ТК РФ, в соответствии с которой размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент заработной платы, устанавливаемый на федеральном уровне.

Следует отметить, что до настоящего времени правового акта, устанавливающего единый районный коэффициент заработной платы на федеральном уровне, в Российской Федерации не принято. В связи с этим продолжают действовать нормативные акты СССР, а также отдельные правовые акты в отношении отдельных регионов РФ, принятые в новейшее время. Кроме того, Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" было предоставлено право региональным органам власти устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах, действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

На основании ч. 1 ст. 423 ТК РФ до принятия соответствующего акта к заработной плате работников продолжают применяться районные коэффициенты в размерах, установленных органами государственной власти РФ или бывшего СССР.

Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2006г. № 216 определено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти.

До 28 июня 2011г. действовало Постановление Совмина РСФСР от 04.02.1991г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера». В силу абз. 1 п. 13 этого постановления Совета Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомы, облисполкомы и исполкомы Советов народных депутатов автономных округов наделялись правом по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах, действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

С 28 июня 2011г. данное Постановление отменено в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 14.06.2011 № 466.

Согласно п. 4 информационного письма Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 № 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 № 25-23/5995 определены районы, где к заработной плате работников, работающих в г. Воркуте применяется коэффициент 1,6, в г. Печоре – 1,3, в г. Инте - 1,5, в г. Усинске – 1,3.

Довод Белых Н.Б. о том, что работникам правомерно установлен размер районного коэффициента по месту их жительства, суд находит не состоятельным, поскольку исходя из приведенных выше правовых норм следует, что именно работа работах в местностях с тяжелыми климатическими условиями должна быть оплачена в повышенном размере и реализуется это через введение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в отношении лиц, работающих в этих климатических регионах.

Законом РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» учитывается место проживания лиц, это необходимо для определения стажа, социального страхования, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и других льгот и гарантий, связанных именно с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Также не обоснован и довод Белых Н.Б. о том, что проводники пассажирских вагонов имеют разъездной характер работы, в связи с чем, им должен быть установлен размер районного коэффициента по месту их проживания, поскольку с ** ** ** работодателем для них было определено место работы - станция ..., именно по нахождению места их работы и должен исчисляться размер районного коэффициента.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в трудовые договоры работников внесены изменения (ст. 57 ТК РФ) относительно определения их места работы, однако как следует из расчетных листков, работникам выплачивается районный коэффициент, предусмотренный для места их жительства (Печора – 1,3; Инта - 1,5; Усинск - 1,3), тогда как подлежит расчету и выплате районный коэффициент, предусмотренный для г. Воркуты, отнесенного к районам Крайнего Севера – 1,6, соответственно работодателем не в полном объеме выплачивается заработная плата работникам, местом работы которых определена станция Воркута, что является нарушением требований ст. 148 ТК РФ, ч. 6 ст. 136 ТК РФ, ст. 10 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Статья 57 Трудового кодекса РФ, раскрывая содержание трудового договора, предусматривает, какие сведения и условия должны или могут указываться в трудовом договоре при его заключении. Следует различать сведения от условий договора, к Сведения трудового договора перечислены в части 1 ст. 57 ТК РФ, к: обязательным условиям Трудовой кодекс РФ относит такие условия, как: место работы; наименование должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой работы; дата начала работы, в случае заключения срочного трудового договора в нем указывается срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК или иным федеральным законом; условия оплаты труда; режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы; условия об обязательном социальном страховании работника.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями, условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Таким образом, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, соответственно в трудовые договоры проводников пассажирских вагонов резерва проводников, проживающих в г. ..., г. ..., г. ..., которым с ** ** ** местом работы определена станция ..., работодателем должны были быть внесены изменения относительно установления им размера районного коэффициента в размере ... %.

С учетом вышеизложенного, предписание государственного инспектора труда является законными и обоснованным.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Белых Н.Б. о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда Сыктывкарского отдела Государственной инспекции труда в РК Некучаевой Л.А. ... – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК через Сыктывкарский городской суд РК в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий Т.А.Попова

Председательствующий Т.А.Попова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200