О востановлении регистрационного учета транспортного средства



Дело № 2-7708/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Поповой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

18 ноября 2011 года гражданское дело по заявлению Збаражского Н.В. о восстановлении регистрационного учета транспортного средства,

установил:

Збаражский Н.В. обратился в суд с заявлением о восстановлении регистрационного учета транспортного средства 1

В обоснование заявленных требований Збаражский Н.В. указал, что в отношении неопределенного лица возбуждено уголовное дело по факту подделки номеров, узлов и агрегатов, а также идентификационного номера автомобиля 1. Впоследствии уголовное преследование было прекращено в связи с истечением сроков привлечения к уголовной ответственности. Однако письмом УГИБДД МВД по РК заявителю отказано в постановке транспортного средства на регистрационный учет.

Заявитель в судебное заседание не явился, его представитель Балбуцкий А.А. поддержал заявленные требования.

Представитель ОГИБДД УМВД по г.Сыктывкару Сологуб А.П. с заявлением не согласилась, указывая на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований.

Представитель УГИБДД МВД по РК в судебное заседание не явился, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, уголовное дело ..., суд приходит к следующему.

Судом установлено, что . в РЭО ГИБДД УВД г.Сыктывкара за Збаражским Н.В. была зарегистрирована автомашина 1

В результате проведенного исследования указанной автомашины специалистами ЭКЦ МВД РК было установлено, что маркировочное обозначение идентификационного номера в виде ... выполнено способом, отличным от применяемого на заводе-изготовителе /справка об исследовании ...

Постановлением старшего дознавателя ООД МВД РК в отношении неустановленного лица возбуждено уголовное дело по признакам, преступления, предусмотренного ч.1 ст.326 УК РФ /по факту изменения маркировочного обозначения идентификационного номера автомобиля/.

Из заключения эксперта ЭКЦ МВД РК ... следует, что поверхность маркировочной площадки в районе нанесения идентификационного номера автомобиля подвергалась механической обработке.

В процессе исследования, проведенного методом химического травления, на поверхности маркировочной площадки рамы представленного на исследование автомобиля не выявлено каких-либо начертаний знаков (символов) маркировочного обозначения идентификационного номера.

В ходе осмотра скрытых полостей, внутренних элементов кузова и деталей комплектации представленного автомобиля в местах должного расположения заводские таблички обнаружены не были.

Так как маркировочная площадка блока цилиндров расположена в труднодоступном месте, для возможного установления факта изменения содержания маркировки двигателя необходимо проведение дополнительного исследования с использованием химических реактивов и приборов увеличения на демонтированном двигателе, либо произвести его частичную разборку. На момент проведения исследования эксперт не располагает необходимыми техническими условиями для производства демонтажа двигателя либо его частичной разборки, в связи с чем установить подвергалось ли изменению маркировочное обозначение номера двигателя, расположенного в моторном отсеке исследуемого автомобиля, экспертным путем не представилось возможным.

Согласно заключению эксперта ЭКЦ при МВД по РК ... г. маркировочное обозначение идентификационного номера представленного на исследование автомобиля подвергалось изменению . Установить содержание первичного маркировочного обозначении идентификационного номера экспертным путем не представилось возможным по причине ...

Постановлением следователя СУ при УВД по г.Сыктывкару уголовное дело ... в отношении неустановленного лица прекращено в связи с истечением сроков давности по п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ, ст.27 УПК РФ; на основании п.8 ч.1 ст.213 УПК РФ транспортное средство выдано владельцу Збаражскому Н.В.

В дальнейшем регистрация была прекращена (аннулирована), автомобиль 1 был снят с регистрационного учета в ОГИБДД УМВД России по Республике Коми.

В соответствии со ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом (ч.1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч.3).

По смыслу данной статьи во взаимосвязи со ст.ст. 8, 17 (ч.3), 34, 55 (ч.3), 56 (ч.3), 57 и 71 (п.«в») Конституции РФ, право частной собственности в своем конкретном содержании, включая определение оснований и порядка его возникновения, а также объем его охраны, регулируется законом и может быть им ограничено. При этом как сама возможность ограничений, так и их характер должны определяться законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, в том числе с ее ст.55 (ч.3), устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Указанным конституционным положениям корреспондируют правовые нормы, закрепленные в Конвенции о защите прав человека и основных свобод: каждое физическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом; никто не может быть лишен своего имущества кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права; предыдущие положения ни в коей мере не ущемляют право государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами (статья 1 Протокола № 1 от 20.03.1952 г.).

Согласно п.1 Положения «О государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ», утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. №711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.

Согласно пп.«з» п.12 Положения госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним: имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.

В соответствии с п.11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.

Приказом МВД России от 24.11.2008 г. №1001 были утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.

В соответствии с п.3 указанных Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Аналогичная норма закреплена и в п.33 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 24.11.2008 г. №1001.

Пунктом 51 Правил предусмотрено, что не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

В рассматриваемом случае обнаружены признаки изменения идентификационного номера автомобиля, что в соответствии с Правилами является основанием к отказу в совершении регистрационных действий.

Таким образом, в силу приведенных правовых норм, законных оснований для совершения регистрационных действий с автомобилем /включая восстановление его учета/ не имеется.

Ссылки Збаражского Н.В. на правовые позиции Конституционного суда РФ, изложенные в постановлениях от 22.04.2011 г. №5-П и от 12.05.2011 г. №7-П, не могут быть приняты во внимание, поскольку они не относятся к рассматриваемому правоотношению. В данном случае установлено неправомерное изменение номерных агрегатов автомобиля, что явилось основанием к прекращению /аннулированию/ регистрации транспортного средства и, как следствие, к снятию его с учета; по существу, номерные агрегаты транспортного средства вследствие их неправомерного изменения не соответствуют данным регистрационных документов, что является препятствием к совершению регистрационных действий. Вопрос о возможности восстановления регистрационного учета рассматривался в приведенных постановлениях Конституционного суда РФ в отношении транспортных средств, имеющих ненадлежащие паспорта либо не прошедших таможенного оформления.

Положения ст.302 Гражданского кодекса РФ о добросовестном приобретателе в данном случае неприменимы, поскольку само право Збаражского Н.В. на автомобиль, равно как и добросовестность истца при его приобретении, никем не оспаривается, спора о его принадлежности также не имеется.

При этом признание лица добросовестным приобретателем – это способ защиты прав этого лица от притязаний собственника данного имущества, каковым УГИБДД МВД по РК и ОГИБДД УМВД по г.Сыктывкару не являются.

По смыслу ст.302 Гражданского кодекса РФ добросовестный приобретатель – это не статус лица в отношениях с неопределенным кругом лиц по поводу какого-либо имущества, в частности, отношениях с органами милиции, а обстоятельство, которое может быть установлено при разрешении конкретного спора между собственником этого имущества и лицом, им владеющим.

Такового спора, как следует из дела, в данном случае не имеется, отношения заявителя и органов милиции носят не гражданско-правовой, а административно-правовой характер.

УГИБДД МВД по РК и ОГИБДД УМВД по г.Сыктывкару участником правоотношений между собственником и приобретателем имущества не являются.

Факт приобретения Збаражским Н.В. права собственности на транспортное средство не порождает безусловной обязанности уполномоченных государственных органов произвести с ним регистрационные действия.

С учетом изложенного Збаражскому Н.В. следует отказать в удовлетворении заявленных требований о восстановлении регистрационного учета транспортного средства 1

Руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Збаражскому Н.В. в удовлетворении исковых требований о восстановлении регистрационного учета транспортного средства 1

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник

-32300: transport error - HTTP status code was not 200