Дело № 2-6301/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Смолевой И.В. при секретаре Иевлевой Г.Б. с участием истицы Дементьевой С. В., представителя ответчика Полугрудовой О. Н., представителей третьего лица Нихельман И. М., Иванишиной О. В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 28 октября 2011 года гражданское дело по иску Дементьевой С.В. к Управлению государственной гражданской службы Республики Коми об обязанности включить в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, периоды работы в УСЗН Княжпогостского района, ОСЗН Агентства Республики Коми по Княжпогостскому району, произвести перерасчёт пенсии, взыскании недоплаченной пенсии, У С Т А Н О В И Л: Дементьева С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Агентству Республики Коми по социальному развитию об обязанности включить в стаж государственной гражданской службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, периоды работы в должности ... с ** ** ** по ** ** ** в должности ... с ** ** ** по ** ** **, произвести перерасчёт пенсии с ** ** **, взыскании недоплаченной пенсии за период с ** ** ** по ** ** ** в сумме ... руб. В обоснование заявленных требований указала, что имела право на назначение пенсии по выслуге лет в связи со стажем гражданской службы. По выходу на пенсию ей был установлен суммарный трудовой стаж по замещению должностей государственной гражданской службы, дающий право на пенсию по выслуге лет, - ... лет ... месяца ... дней. В стаж работы не были включены периоды её работы в должности ... с ** ** ** по ** ** **, Управления по социальным вопросам администрации Княжпогостского района с ** ** ** по ** ** **, в должности ... с ** ** ** по ** ** **, Управления по социальным вопросам администрации МО «Княжпогостский район» с ** ** ** по ..., отдела социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Княжпогостскому району с ** ** ** по ** ** **. Она считает, что её трудовой стаж с учётом включения указанных периодов составляет ... лет ... месяцев ... дня. Она неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о включении указанных периодов в стаж работы, однако положительного ответа не получила. Агентство Республики Коми по социальному развитию представило письменный отзыв на исковое заявление, в котором указало, что не осуществляет функции по выплате пенсии за выслугу лет и не наделено полномочиями по принятию решения о назначении пенсии за выслугу лет. Судом с согласия истицы допущена замена ненадлежащего ответчика Агентства Республики Коми по социальному развитию надлежащим Управлением государственной гражданской службы Республики Коми. Агентство Республики Коми по социальному развитию привлечено к участию в деле в качестве третьего лица. Управлением государственной гражданской службы Республики Коми в письменном отзыве на исковое заявление указано, что должности ... не включены в реестры государственных должностей Республики Коми, в связи с чем периоды замещения указанных должностей не могут быть включены в стаж гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет. Также не могут быть включены в стаж гражданской службы Республики Коми для установления пенсии периоды работы в .... В судебном заседании Дементьева С. В. поддержала исковые требования и доводы искового заявления. Представитель ответчика Полугрудова О. Н., представители третьего лица Нихельман И. М., Иванишина О. В. просили отказать в удовлетворении иска. Заслушав объяснения лиц, участвующих деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. На основании распоряжения Главы Республики Коми ... в соответствии с Законом Республики Коми «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми» Дементьевой С.В. с ** ** ** была установлена пенсия за выслугу лет. Согласно справке о периодах службы, составленной Агентством Республики Коми по социальному развитию стаж государственной гражданской службы Республики Коми Дементьевой С.В. для назначения пенсии за выслугу лет составил ... лет ... месяца ... дней. В указанный стаж были включены следующие периоды: с ** ** ** по ** ** ** – ... с ** ** ** по ** ** ** – ...; с ** ** ** по ** ** ** – ...; с ** ** ** по ** ** ** – ... В стаж работы государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет Дементьевой С.В. не были включены следующие периоды: с ** ** ** по ** ** ** – ...; с ** ** ** по ** ** ** – ...; с ** ** ** по ** ** ** – ...; с ** ** ** по ** ** ** – ... с ** ** ** – ... Вопросы пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми, регулирует Закон Республики Коми от 04 мая 2008 года № 48-РЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми». Как предусмотрено ч. 1 ст. 1 названного Закона, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Коми, предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Коми, при одновременном наличии следующих условий: - стаж государственной гражданской службы Республики Коми, определенный в соответствии с настоящим Законом, не менее 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин (п. 1); - увольнение с государственной гражданской службы Республики Коми по следующим основаниям: а) соглашение сторон служебного контракта; б) истечение срока действия срочного служебного контракта; в) расторжение служебного контракта по инициативе государственного гражданского служащего Республики Коми; г) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы Республики Коми либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы Республики Коми, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы Республики Коми; д) достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе Республики Коми; е) несоответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы Республики Коми по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением; ж) признание гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением (п. 2); - замещение должности гражданской службы Республики Коми не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с гражданской службы Республики Коми (п. 3). При этом под стажем гражданской службы Республики Коми, дающем право на пенсию за выслугу лет, согласно ч. 1 ст. 2 Закона, понимается суммарная продолжительность периодов осуществления гражданской службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию за выслугу лет лиц, замещавших должности гражданской службы Республики Коми, и при исчислении размера этой пенсии. Исчисление стажа гражданской службы Республики Коми производится в календарном порядке, за исключением периодов. В стаж гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности гражданской службы Республики Коми, включаются в порядке, установленном Главой Республики Коми, периоды службы (работы) в соответствии с приложением к данному Закону (ч. 2 ст. 2 Закона). В соответствии с п. 1 Порядка включения в стаж государственной гражданской службы Республики Коми периодов службы (работы) для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 09 сентября 2008 года № 83, периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Коми, суммируются. Пунктом 2 названного Порядка предусмотрено, что основным документом, подтверждающим стаж гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим Республики Коми, является трудовая книжка установленного образца. В случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют записи, подтверждающие стаж гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим Республики Коми, данный стаж подтверждается на основании представленных архивных справок с приложением копий документов о назначении и освобождении от должности, подтверждающих периоды службы (работы) в должностях, которые включаются в этот стаж. Согласно п. 3 Порядка, в необходимых случаях (отсутствие или неточность записей в трудовой книжке, несоответствие наименований должностей, указанных в трудовой книжке гражданского служащего, классификаторам и реестрам должностей, отсутствие документов, подтверждающих правомерность включения в стаж гражданской службы Республики Коми отдельных периодов работы и т.д.) для подтверждения периодов службы (работы), включаемых в стаж гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет, могут представляться копии нормативных правовых актов либо выписки из них о назначении на должность или освобождении от должности. На основании п. 7 Порядка в стаж гражданской службы Республики Коми включаются периоды службы (работы) на основании нормативного правового акта (закона, перечня, реестра и т.п.), действовавшего в период осуществления службы (работы). Согласно п. 1 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Коми, являющему Приложением к Закону Республики Коми от 04 мая 2008 года № 48-РЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми», в стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Коми, включаются периоды замещения: - государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей Республики Коми и иных субъектов Российской Федерации; - должностей федеральной государственной гражданской службы и должностей государственной гражданской службы Республики Коми и иных субъектов Российской Федерации; - воинских должностей; - должностей правоохранительной службы; - должностей муниципальной службы; - выборных должностей в органах местного самоуправления; - иных должностей в соответствии с федеральными законами. В силу п. 2 Перечня в стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Коми, засчитываются периоды замещения: - должностей федеральных государственных служащих и государственных должностей федеральной государственной службы; - государственных должностей государственной службы Республики Коми и иных субъектов Российской Федерации; - должностей (воинских должностей), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; - должностей сотрудников федеральных органов налоговой полиции и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определяемых в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; - должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"; - должностей прокурорских работников, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"; - выборных должностей, должностей руководителей и специалистов, занимаемых на постоянной основе в период с 1 января 1992 года до введения в действие соответствующих перечней и реестров государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей Республики Коми и иных субъектов Российской Федерации, государственных должностей федеральных государственных служащих, государственных должностей федеральной государственной службы, государственных должностей государственной службы Республики Коми и иных субъектов Российской Федерации; - должностей, замещаемых гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств, с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должностей, замещаемых на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах; - выборных должностей, должностей руководителей и специалистов, занимаемых на постоянной основе до 31 декабря 1991 года включительно, в органах государственной власти и управления, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления; - до 23 августа 1991 года должностей руководителей и специалистов в органах Коммунистической партии; - до 23 августа 1991 года должностей руководителей и специалистов в аппаратах ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомов, обкомов, горкомов, райкомов комсомола, в том числе периоды работы на освобожденных выборных должностях в этих органах, не включая периоды работы в первичных комсомольских организациях на предприятиях, в организациях и учреждениях; - до 31 декабря 1991 года освобожденных должностей руководителей и специалистов, в том числе выборных, замещающих должности на постоянной основе в центральных профсоюзных органах СССР, профсоюзных органах союзных республик, краев, областей, городов, районов и их аппаратах, должностей в профкомах органов государственной власти и управления, не включая периоды работы в профкомах на предприятиях, в организациях и учреждениях. Кроме периодов, указанных в пунктах 1, 2 данного Перечня, в стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Коми, засчитываются: - время обучения с отрывом от службы (работы) в учебных заведениях для получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, переподготовки, стажировки) в случае направления его на обучение государственными органами, органами государственной власти и управления, а также организациями и учреждениями, указанными в пунктах 1, 2 данного Перечня, при продолжении службы (работы) в указанных органах (организациях и учреждениях) после окончания обучения; - время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в отношении лиц, состоящих в служебных (трудовых) отношениях с органами, указанными в пунктах 1, 2 данного Перечня (п. 3 Перечня). На основании п. 4 Перечня в стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Коми, не включаются периоды работы в должностях по хозяйственному, техническому и инженерно-техническому обслуживанию. В Реестре государственных должностей в органах представительной и исполнительной власти Республики Коми, утвержденном Указом Главы Республики Коми от 05 сентября 1994 года, Реестре государственных должностей государственной службы Республики Коми, утвержденном Указом Главы Республики Коми от 06 июня 1996 года № 159, Реестрах должностей государственной гражданской службы Республики Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 01 октября 2007 года № 80, Законом Республики Коми от 24 ноября 2008 года № 133-РЗ, отсутствуют наименования должностей главного бухгалтера и бухгалтера-специалиста 2 категории, которые занимала Дементьева С.В. в спорные периоды. Невключение Дементьевой С.В. в стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет спорных периодов обусловлено тем, что в указанные периоды Дементьева С.В. замещала должности .... Типовое положение о централизованных бухгалтериях предприятий и хозяйственных организаций было утверждено Министерством финансов СССР 25 марта 1971 года. Согласно п. 1 Типового положения, централизованные бухгалтерии являются прогрессивной формой организации бухгалтерского учета в народном хозяйстве. Они призваны обеспечить дальнейшее совершенствование бухгалтерского учета на предприятиях и в хозяйственных организациях на основе централизации учетных работ, применения современной вычислительной техники, внедрения прогрессивных форм и методов учета, усиление контроля, а также удешевление учетных работ. Централизованные бухгалтерии организуются по решению министерств, ведомств, областных, краевых, окружных, городских и районных исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся для централизованного ведения бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности подведомственных, как правило, однородных предприятий и хозяйственных организаций, имеющих небольшой объем учетных работ. При этом существующие самостоятельные бухгалтерии на указанных предприятиях и в организациях упраздняются (п. 2 Типового положения). В силу п. 3 Типового положения централизованные бухгалтерии создаются как самостоятельные структурные единицы соответственно при главном управлении министерства (ведомства), тресте, торге, комбинате или другом хозяйственном объединении, при управлении (отделе) исполкома Совета депутатов трудящихся. Постановлением Совета министров РСФСР от 14 января 1971 года № 34 было утверждено Положение о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, в соответствии с п. 1 которого централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются для ведения учета исполнения доходов и расходов бюджета и смет расходов учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах, а также смет специальных и других внебюджетных средств. Централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются соответствующими исполкомами с разрешения Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов за счет общей численности и фонда заработной платы работников учреждений, состоящих на бюджете района (города). Численность работников централизованных бухгалтерий устанавливается, исходя из объема работы, а должностные оклады - в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой должностных окладов (п. 2 Положения). При этом централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов осуществляют работу по составлению и исполнению бюджета и смет расходов бюджетных учреждений, ведут учет исполнения бюджета и смет расходов и осуществляют систематический контроль за ходом их исполнения, за состоянием расчетов, сохранностью денежных средств и товарно - материальных ценностей, за правильным и экономным расходованием государственных средств, а также обеспечивают правильное и своевременное составление периодической и годовой отчетности об исполнении бюджета (п. 3 Положения). Анализируя положения об Управлении по социальным вопросам, действовавшие в период работы истицы, суд приходит к выводу, что деятельность Управления содержала в себе выполнение двух функций: исполнение решений вопросов местного самоуправления как структурного подразделения администрации Княжпогосткого района и выполнение задач, не связанных с полномочиями по решению вопросов местного самоуправления, через соответствующие структурные подразделения, в том числе централизованную бухгалтерию. В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке применения Положения о государственной службе Республики Коми, утверждённого Постановлением Совмина Республики Коми от 13 апреля 1994 года N 148, Положение о государственной службе не распространяется на работников внебюджетных структурных подразделений, не имеющих статуса юридического лица в составе органов представительной и исполнительной власти, а также других организаций, состоящих при органах представительной и исполнительной власти, - централизованные бухгалтерии, бюро, вычислительные центры, фонды, органы инженерно - технического и хозяйственного обслуживания - конторы, торги, бюро и т.п. Таким образом, работники централизованной бухгалтерии не могли быть отнесены к государственным служащим. Истица в спорном периоде осуществляла функции, обеспечивающие условия деятельности должностных лиц органов местного самоуправления, а не непосредственно деятельность по осуществлению местного самоуправления в сфере социальной политики. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года № 12-РЗ «О государственной службе Республики Коми» государственный служащий, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы, получает денежное вознаграждение за счёт соответствующих бюджетов. Согласно постановлению главы администрации Княжпогостского района от 29 октября 1993 года № 428, при создании централизованной бухгалтерии управления социальной защиты населения финансирование содержания централизованной бухгалтерии производилось за счёт общих средств, выделенных на соцобеспечение. Согласно п. 6 постановления главы МО «Княжпогостский район» от 08 апреля 2003 года № 15 «О должностных окладах и других условиях оплаты труда работников централизованных бухгалтерий, структурных подразделений администрации МО «Княжпогостский район» финансирование расходов, связанных с выплатой заработной платы работникам централизованных бухгалтерий, производилась за счёт средств по соответствующим отраслям бюджета МО «Княжпогостский район». То обстоятельство, что отдельные периоды работы Дементьевой С. В. были учтены при исчислении стажа службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, не свидетельствует о выполнении истицей обязанностей государственного служащего, поскольку при определении стажа гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет используются иные нормативные и законодательные акты, чем те, по которым исчисляется надбавка. Так, надбавка за выслугу лет государственным служащим назначалась в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми, Совета Министров Республики Коми от 09 августа 1993 года для работников органов представительной и исполнительной власти, с 01 сентября 1994 года надбавка за выслугу лет государственным служащим исчислялась и выплачивалась в порядке и размерах в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 09 августа 1994 года № 82. Впоследствии надбавка исчислялась в соответствии с Законом Республики Коми от 25 марта 1996 года № 12-РЗ «О государственной службе Республики Коми» и Указом Главы Республики Коми от 06 июня 1996 года № 161. Надбавка за выслугу лет работникам централизованных бухгалтерий устанавливалась в порядке и размерах, предусмотренных нормативными правовыми актами для работников органов представительной и исполнительной власти. С 01 марта 1998 года порядок назначения и выплаты надбавки за непрерывный стаж работы работникам централизованных бухгалтерий был изменён в связи с вступлением в силу Указа Главы Республики Коми от 18 мая 1998 года № 176. Дементьевой С. В. была установлена надбавка за выслугу лет в размере ...%, поскольку её общий стаж работы исчислялся с ** ** **. По достижении ... стажа надбавка была увеличена до ...%. После получения Дементьевой С. В. статуса государственного служащего с ** ** ** ей был исчислен стаж гражданской службы с ** ** ** по ** ** ** в размере ** ** ** лет, период работы в ... включен не был. Таким образом, оплата труда Дементьевой С. В. в спорные периоды времени не соответствовала порядку оплаты труда государственных служащих. Ссылка истицы на письмо Министерства труда и занятости населения Республики Коми от 16 февраля 1995 года № 339 не подтверждает её доводы об отнесении спорных периодов к государственной службе, поскольку письмо не касается вопроса включения периодов работы в централизованных бухгалтериях в стаж государственной гражданской службы Республики Коми. Доводы истицы о назначении ей дополнительного отпуска как государственному служащему опровергнуты исследованными судом доказательствами, поскольку в спорные периоды времени Дементьева С. В. такой отпуск не получала. Сведения реестра государственных гражданских служащих по УСЗН по Княжпогосткому району также опровергают доводы истицы о включении спорных периодов работы в стаж государственной гражданской службы. Необходимо отметить, что в спорные периоды Дементьева С. В. не предъявляла в налоговые органы справки о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности федеральной государственной службы. Учитывая приведённые обстоятельства, а также то, что муниципальная служба является особым видом деятельности, приравненной законом к государственной службе, требующая выполнение определённых функций по исполнению полномочий органов местного самоуправления, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют доказательства, свидетельствующие о выполнении Дементьевой С. В. полномочий государственного гражданского служащего в спорные периоды, в связи с чем следует отказать Дементьевой С. В. в удовлетворении иска к Управлению государственной гражданской службы Республики Коми об обязанности включить в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, периоды работы в УСЗН Княжпогостского района, ОСЗН Агентства Республики Коми по Княжпогостскому району, произвести перерасчёт пенсии, взыскании недоплаченной пенсии. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Отказать в удовлетворении иска Дементьевой С.В. к Управлению государственной гражданской службы Республики Коми об обязанности включить в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, периоды работы в УСЗН Княжпогостского района, ОСЗН Агентства Республики Коми по Княжпогостскому району, произвести перерасчёт пенсии, взыскании недоплаченной пенсии. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения – 02 ноября 2011 года. Председательствующий И.В. Смолева