Дело №2-8409/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 ноября 2011 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Патрушевой А.Г., при секретаре Сметаниной Е.Ф., с участием прокурора Рожицыной Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сажина И.В. о признании незаконным нормативного акта, у с т а н о в и л : Сажин И.В. обратился в суд с заявлением о признании пункта 2 Постановления Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» «Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий» в редакции Постановления Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» , в части установления границы территории в г.Сыктывкаре, непосредственно прилегающей к зданиям судебных органов в виде радиуса в размере 150 метров незаконным и противоречащим пункту 2 ст. 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В последующем Сажин И.В. просил признать недействующим абзац 2 пункта 2 постановления Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» «Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий» (в действующей редакции) в части слов «Сыктывкарского федерального городского суда» с ** ** **., то есть со дня вступления в силу Постановления Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» . В оставшейся части отказался от требований. В судебном заседании Сажин И.В. участия не принял. Представители Сажина И.В. - Мезак Э.А., Кикоть А.И. заявление поддержали. Представитель Администрации МО ГО «Сыктывкар» с заявлением не согласился. Заслушав объяснения представителей Сажина И.В., Администрации МО ГО «Сыктывкар», прокурора, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему. Согласно пункта 2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым судами. В силу пункта 9 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, - земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства. Согласно преамбуле Федерального закона N 54-ФЗ данный Закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Установлено, что постановлением Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» в соответствии с пунктом 9 ст. 2 и части 2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и статей 28, 44, 45 Устава МО ГО "Сыктывкар" постановлено определить на территории МО ГО "Сыктывкар" перечень мест (земельных участков), на территории которых проведение публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования) в соответствии с законодательством Российской Федерации запрещается, согласно приложению (пункт 1). Установлены следующие границы территорий в городе Сыктывкаре, непосредственно прилегающих к объектам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено: - здания Конституционного Суда Республики Коми, Верховного суда Республики Коми, Арбитражного суда Республики Коми, Сыктывкарского федерального городского суда, Эжвинского федерального районного суда, мировых судебных участков - в радиусе 50 метров от входа в здание суда (пункт 2). В редакции Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" пункт 2 постановления Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» изложен в следующей редакции: «Установить следующие границы территорий в городе Сыктывкаре, непосредственно прилегающих к объектам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено: - здания Конституционного суда Республики Коми, Верховного суда Республики Коми, Арбитражного суда Республики Коми, Сыктывкарского федерального городского суда, Эжвинского федерального районного суда, мировых судебных участков - в радиусе 150 метров от входа в здание суда». Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Сажин И.В. является участником Коми правозащитной комиссии «...» и ** ** **. уведомлен прокурором г.Сыктывкара об ограничениях к проведению публичных мероприятий, установленных пунктом 2 ст. 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и абзаца 2 пункта 2 Постановления Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» «Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий» в редакции Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" . ** ** **. Сажиным И.В. в районе здания ... по ул.... г.Сыктывкара, занимаемого Прокуратурой Республики Коми проведен пикет на предмет незаконных ограничений массовых мероприятий на Стефановской площади города, в связи с чем, он привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2. Кодекса РФ об административной ответственности. Представителями Сажина И.В. указано, что оспариваемый нормативный акт ограничивает права и законные интересы их доверителя на проведение ** ** **. публичного мероприятия –пикетирование Прокуратуры Республики Коми, повлек незаконное привлечение к административной ответственности. Как следует из обстоятельств дела, для облуживания здания Сыктывкарского городского суда сформирован земельный участок, площадью 1713 кв.м. и зарезервирован для планируемой пристройки земельный участок, площадью 1540 кв.м. Здание Прокуратуры Республики Коми входит в утвержденные оспариваемым нормативным актом границы радиуса ограничений массовых мероприятий на территории, прилегающей к зданию Сыктывкарского городского суда равного 150 метров. Согласно приложения к Постановлению Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий для Сыктывкарского городского суда размером 3253 кв.м. (1713 кв.м. +1540 кв.м.). Являются необоснованными доводы представителей Сажина И.В. о противоречиях абзаца 2 пункта 2 постановления Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» в редакции Постановления Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» установившего границы территории в виде радиуса 150 метров от входа в здание суда, применительно к приложению к Постановлению Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" (в редакции Постановления Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" об утверждении перечня мест (земельных участков) на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий для Сыктывкарского городского суда размером 3253 кв.м. Поскольку в абзаце 2 пункта 2 постановления Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» в редакции Постановления Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» установлены границы запретной к проведению публичных мероприятий территории, непосредственно прилегающей к зданию суда, а в перечне приложения приведены лишь адрес объекта, и площадь земельного участка, которая предоставлена с иной целью - для облуживания здания, а не для ограничения публичных мероприятий. Более того, границы земельного участка, которые утверждены для облуживания здания не превышают границы утвержденного радиуса ограничений. Доводы стороны Сажина И.В. о незаконности оспариваемого нормативного акта поскольку ограничения могли быть установлены только в границах земельного участка, сформированного под обслуживание здания Сыктывкарского городского суда основаны на ошибочном толковании законодательства, учитывая следующее. Постановление Главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" , в том числе в редакции Постановления Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» не является актом земельного либо градостроительского законодательства, не устанавливает ограничения в праве распоряжения, владения и пользования земельным участком и смежными с ним. Ограничений в установлении органом местного самоуправления требований к территории, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым судами Федеральный закон от 19.06.2004 N54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», помимо ссылки на нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства не содержит. Статья 36 Земельного кодекса РФ наделяет орган местного самоуправления полномочиями по формированию кадастровой карты соответствующего муниципального образования. Между тем, законодательство в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства не ограничивает орган местного самоуправления в установлении границы территории, непосредственно прилегающей к зданиям судебных органов, как в виде радиуса так и его размера равным 150 метров. Суд учитывает, что цели законодательства в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства относительно целей законодательства в области охраны общественного порядка различны. Согласно ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. В реализации права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование на территории МО ГО «Сыктывкар», предоставленного ему ст. 31 Конституции РФ, Сажин И.В. оспариваемым нормативным актом не ограничен. Оспариваемый Сажиным И.В. нормативный акт устанавливает ограничения для проведения публичных мероприятий, в данном случае - в радиусе 150 метров от входа в здание Сыктывкарского городского суда . В соответствии с частью 3 ст. 55 Конституции РФ установленные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Нормой пункта 2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Соответственно орган местного самоуправления, являющейся распорядителем муниципальных земель, вправе при установлении ограничения для проведения публичных мероприятий как действовать в целях обеспечения безопасности участников публичных мероприятий, так и учитывать плотность застройки соответствующих районов их транспортную инфраструктуру, пешеходную доступность с целью регулирования нормального функционирования транспорта и работы соответствующего учреждения. Как следует из выписки из электронной карты города, район здания Сыктывкарского городского суда имеет плотную застройку многоэтажными зданиями. При этом, места общего пользования, включая проезжие части и пешеходные зоны ограничены в площади. Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В силу пунктов 7.1 и 9 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа отнесены вопросы организации охраны общественного порядка на территории городского округа. Судом не установлено превышения органом местного самоуправления в лице Администрации МО ГО «Сыктывкар» полномочий, переданных Конституцией РФ и Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при принятии оспариваемого акта либо его противоречии нормам пункта 2 ст. 8 и пункта 9 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», что соответственно свидетельствует об отсутствии нарушений прав гражданина Сажина И.В. оспариваемым нормативным актом. Согласно ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. В удовлетворении заявления Сажина И.В. о признании недействующим абзаца 2 пункта 2 постановления Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» «Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий» (в действующей редакции) в части слов «Сыктывкарского федерального городского суда» с ** ** **., то есть со дня вступления в силу постановления Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» следует отказать. В силу требований пункта 3 ст. 252 ГПК РФ отказ Сажина И.В. от требований в части не влечет прекращение производства по делу. Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении заявления Сажина И.В. о признании недействующим абзаца 2 пункта 2 Постановления Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» «Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий» (в действующей редакции) в части слов «Сыктывкарского федерального городского суда» с ** ** **, то есть со дня вступления в силу Постановления Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней с момента составления его мотивированной части. Судья - Патрушева А.Г.