Об отмене решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание



Дело № 2-7904/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Смолевой И.В.

при секретаре Иевлевой Г.Б.

с участием представителя заявителя Алиева И. Д.о.,

представителя заинтересованного лица Яганова Н. Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 02 ноября 2011 года гражданское дело по заявлению Аббасовой Х.С. кызы об оспаривании решения УФМС России по Республике Коми об отказе в выдаче разрешения на временное проживание,

У С Т А Н О В И Л:

Решением УФМС России по Республике Коми от ** ** ** года Аббасовой Х.С.к. отказано в выдаче разрешения на временное проживание на основании подп. 4 и подп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Не согласившись с указанным решением, Аббасова Х.С.к. обратилась в суд с заявлением, в котором просит его отменить, обязать УФМС России по Республике Коми выдать ей разрешение на временное проживание в Российской Федерации.

В обоснование своего заявления Аббасова Х.С.к. указала, что проживает на территории Российской Федерации много лет, состоит в браке и имеет двух несовершеннолетних детей. Её супруг и дети являются гражданами Российской Федерации. Супруг является индивидуальным предпринимателем, дети обучаются в школе г. Сыктывкара. Отказ в выдаче разрешения на временное проживание нарушает её права и законные интересы членов её семьи.

УФМС России по Республике Коми представлен письменный отзыв, в котором указано, что Аббасова Х.С.к. при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание сообщила о себе заведомо ложные сведения, а именно указала, что только однажды привлекалась к административной ответственности, в то время как привлечение Аббасовой Х.С.к. к административной ответственности имело место три раза. Неоднократное привлечение иностранного гражданина к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации в течение одного года также является основанием к отказу в выдаче разрешения на временное проживание.

В судебном заседании Аббасова Х.С.к., надлежаще извещённая судом о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимала.

Судебное извещение, направленное в адрес заявительницы, возвращено почтовым отделением с отметкой об истечении срока его хранения.

При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», признаётся, что в силу положений ста­тьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирую­щих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а поэтому не является пре­градой для рассмотрения дела.

Доводы и требования заявления Аббасовой Х.С.к. были поддержаны её представителем Алиевым И.Д.о.

Представитель УФМС России по Республике Коми Яганов Н. Н. просил отказать в удовлетворении заявления.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Аббасова Х.С.к., является гражданкой ....

Аббасова Х.С.к. обратилась в УФМС России по Республике Коми с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, мотивируя желанием проживать на территории Российской Федерации.

Заключением инспектора ОПРРУНР УФМС России по Республике Коми от ** ** ** года Аббасовой Х.С.к. отказано в выдаче разрешения на временное проживание на основании подп. 4 и подп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Из статьи 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, следует, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, определяет Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В п. 1 ст. 2 названного Федерального закона дано определение понятия разрешения на временное проживание. Так, под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено данным Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Пунктом 3 ст. 6 Федерального закона предусмотрено, что без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в том числе: - состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации; - имеющему ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание (п. 5 ст. 6 Федерального закона).

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.

В п. 18 заявления Аббасовой Х.С.к. о выдаче разрешения на временное проживание последняя указала, что привлекалась к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации один раз в 2011 году, тем самым представив о себе территориальному органу федерального органа исполнительной власти в сфере миграции заведомо ложные сведения.

Так, Аббасова Х.С.к. на основании постановлений заместителя начальника отдела УФМС России по Республике Коми в г. Сыктывкаре трижды была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания), с назначением административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере ... руб.

Из содержания постановления от ** ** ** года следует, что гражданка ... Аббасова Х.С.к. ** ** ** года въехала в Российскую Федерацию через КПП «...», срок её временного пребывания на территории Российской Федерации истек 15 ноября 2009 года. С 16 ноября 2009 года Аббасова Х.С.к. в нарушение п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» пребывает в Российской Федерации с нарушением режима пребывания, выразившемся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания.

Согласно постановлению от ** ** ** года , ** ** ** года гражданка ... Аббасова Х.С.к. пересекла границу Российской Федерации через КПП «...»; ** ** ** года прибыла в г. Сыктывкар, где фактически пребывает по адресу: ... д. ..., кв. ... по настоящее время. С ** ** ** года Аббасова Х.С.к. в нарушение ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» не исполнила обязанность временно пребывающего иностранного гражданина встать на миграционный учёт по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

В соответствии с постановлением от ** ** ** года с ** ** ** года гражданка ... Аббасова Х.С.к. пребывает в Российской Федерации с нарушением режима пребывания и правил въезда на территорию Российской Федерации, выразившемся в отсутствии документов, подтверждающих право пребывания (проживания) в Российской Федерации, а именно: срок действия паспорта гражданина ... истек 11 июня 2010 года, тем самым Аббасова Х.С.к. нарушает ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Сообщение иностранным гражданином о себе заведомо ложных сведений на основании подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» является безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

Между тем, указывая о том, что привлекалась к административной ответственности в 2011 году только один раз, Аббасова Х.С.к., не обладающая познаниями в области законодательства Российской Федерации о миграционном учете, правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, порядке въезда в Российскую Федерацию, могла заблуждаться относительно количества фактов привлечения её к административной ответственности, поскольку была трижды привлечена к административной ответственности в один день за совершение административного правонарушения, предусмотренного одной статьёй КоАП РФ.

В то же время является основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание и неоднократное (два и более раза) в течение одного года привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации (подп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона).

Как установлено материалами дела, ** ** ** года Аббасовой Х.С.к. был получен паспорт гражданина ..., что указывает на совершению ею действий, направленных на недопущение продолжения совершения административного правонарушения, за которое Аббасова Х.С.к. была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ на основании постановления от ** ** ** года .

Подача Аббасовой Х.С.к. в УФМС России по Республике Коми заявления о выдаче разрешения на временное проживание с приложением всех необходимых для этого документов также указывает на направленность действий последней по легализации своего положения в Российской Федерации, недопущению нарушений законодательства Российской Федерации о режиме пребывания в Российской Федерации, о порядке въезда в Российскую Федерацию.

Кроме того, разрешая данный спор, судом учитывается, что в силу конституционных положений иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, ввиду чего в Российской Федерации иностранным гражданам должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охрана здоровья, защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 7, ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 19, ст. 21, части 1 и 2 ст. 38, ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Как установлено материалами дела, Аббасова Х.С.к. состоит в браке с гражданином Российской Федерации Ш.С.о. . У супругов имеются два несовершеннолетних сына А.Ш.о., и Р.Ш.о., являющиеся гражданами Российской Федерации.

Отказ Аббасовой Х.С.к. в выдаче разрешения на временное проживание безусловно затрагивает права как самой заявительницы, так и членов её семьи. Конвенция о правах ребенка возлагает на государства-участники обеспечение того, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы в силу судебного решения, принятого на основании закона, определяют, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка (п. 1 ст. 9). В связи с этим обязательством заявления детей или их родителей с просьбой о въезде в государство-участник или въезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом; государства-участники обеспечивают, чтобы представление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семьи (п. 1 ст. 10). Вместе с тем Конвенция о правах ребенка допускает, что разлучение ребенка с родителями может быть следствием решения, принятого государством-участником, например, при высылке или депортации (п. 4 ст. 9).

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (п. 1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2).

Высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Ввиду того, что решения государств о депортации иностранцев могут препятствовать реализации права, защищаемого п. 1 ст. 8 Конвенции, данная мера должна быть необходимой в демократическом обществе, то есть оправданной крайней необходимостью, и в особенности – соразмерной преследуемой цели.

Согласно правовой позиции, приведенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2006 года № 155-О, Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры.

Из вышеизложенного следует, что при наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями правоохранительные органы и суды при решении вопроса о временном проживании иностранного гражданина на территории Российской Федерации вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений.

В рассматриваемой ситуации в ходе разбирательства по делу установлено, что Аббасова Х.С.к. при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание сообщила о себе заведомо ложные сведения; кроме того, Аббасова Х.С.к. в течение года трижды была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ. Однако, учитывая обстоятельства сообщения Аббасовой Х.С.к. ложных сведений о себе, принятие ею мер, направленных на устранение допущенных нарушений закона, анализируя конституционные нормы и нормы международного права, гарантирующие приоритет интересов семьи, суд приходит к выводу, что Аббасова Х.С.к. имеет право на проживание на территории Российской Федерации вместе со своей семьей: супругом и несовершеннолетними сыновьями.

Таким образом, заявитель имеет право на получение разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, вследствие чего решение УФМС России по Республике Коми от ** ** ** года об отказе Аббасовой Х.С.к. в выдаче разрешения на временное проживание подлежит отмене.

На УФМС России по Республике Коми подлежит возложению обязанность выдачи Аббасовой Х.С.к. разрешения на временное проживание.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отменить решение УФМС России по Республике Коми от ** ** ** года , которым Аббасовой Х.С. кызы отказано в выдаче разрешения на временное проживание на основании подп. 4 и подп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Обязать УФМС России по Республике Коми выдать Аббасовой Х.С. кызы выдать разрешение на временное проживание.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента принятия.

Председательствующий И.В. Смолева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200