Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Олейника И.И., при секретаре Поповой Т.А., с участием прокурора Мозымовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 01 декабря 2011 года гражданское дело по иску Прокурора г.Сыктывкара в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара» об обязательстве оборудовать объекты специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, установил: Прокурор г.Сыктывкара в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара» об обязательстве в срок 01.07.2012 г. оборудовать специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения вход в помещения отделений «Вера» , «Райда» . В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявленных требований. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве на иск указал, что основным источником формирования финансовых средств учреждения является республиканский бюджет Республики Коми. Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара» создано во исполнение постановления Главы администрации «Город Сыктывкар» . Учреждение является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности /п.п.1.1.1.1, 1.2 Устава/. Пунктом 2.1 Устава предусмотрено, что учреждение предназначено для оказания семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Учредителем и собственником имущества учреждения является Республика Коми. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Агентство Республики Коми по социальному развитию. Полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, осуществляет Агентство Республики Коми по управлению имуществом /п.2.2 Устава/. Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних «Вера», Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних «Подросток» и Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Райда» являются структурными подразделениями ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара». За ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара» решением Агентства Республики Коми по управлению имуществом в оперативное управление закреплены нежилые помещения, расположенные по адресам: г.Сыктывкар, ул...., ..., ул...., ... и ул...., ..., где располагаются Отделения «Вера», «Подросток» и «Райда» соответственно. Пунктом 4.8 Устава на ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара» при осуществлении права оперативного управления возложена обязанность осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества за счет бюджетных средств и других источников. При проведении помощником прокурора г.Сыктывкара проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов было установлено, что входы в здания отделений «Вера», «Подросток» и «Райда» не оборудованы специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа в них инвалидов и других маломобильных групп населения, в частности, к входным дверям помещений ведут высокие лестницы, при этом пандусы и поручни отсутствуют. Указанное обстоятельство также подтверждается актом проверки Управления Росздравнадзора по Республике Коми . Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1). В силу ст.ст.18, 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии их социальной защиты. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно Декларации о правах инвалидов, утвержденной резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1975 г., инвалиды должны пользоваться всеми правами без каких-либо ограничений, различий и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к инвалиду или к его семье. Статья 8 данной Декларации определяет, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования. В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, а также правоотношения участников рассматриваемого спора, принимая во внимание, что ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, суд находит требования Прокурора г.Сыктывкара обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить заявление Прокурора г.Сыктывкара. Обязать ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара» в срок 01.07.2012 г. оборудовать специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения вход в здание Отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних «Вера», расположенное по адресу: г.Сыктывкар, ул...., ..., вход в здание Отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних «Подросток», расположенное по адресу: г.Сыктывкар, ул...., ..., вход в здание Отделения помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Райда», расположенное по адресу: г.Сыктывкар, ул...., .... На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий И.И.Олейник