Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Поповой Т.А., при секретаре Прохоровой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 21 ноября 2011 года гражданское дело по иску Князева Ю.А. к Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара о признании незаконным бездействия по предоставлению информации на обращение от 30.03.2011г., взыскании компенсации морального вреда у с т а н о в и л : Князев Ю.А. обратился в Сыктывкарский городской суд РК с иском к Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара о признании незаконным бездействия по предоставлению в установленный законом срок по его обращению от 30 марта 2011г. информации о количестве исправлений (уточнений), внесенных избирательной комиссией г. Сыктывкара в данные протоколов участковых избирательных комиссий г. Сыктывкара, и о количестве избирательных участков, по которым производился пересчет голосов избирателей, в ходе прошедшего голосования 13 марта 2011г. по выборам депутатов Совета МО ГО «Сыктывкар» с указанием обстоятельств, связанных с исправлениями (уточнениями) и пересчетом голосов избирателей; обязании предоставить такую информацию, взыскании компенсации морального вреда в размере ... руб. Поскольку ответчиком в добровольном порядке удовлетворены требования истца в части предоставления запрошенной информации, производство по делу в этой части прекращено на основании заявления Князева Ю.А., вынесено соответствующее определение. В остальной части истец требования поддержал, суду пояснил, что на его обращение, поступившее в Территориальную избирательную комиссию г. Сыктывкара 30 марта 2011г., ответчиком, в установленный законом срок, не был дан ответ по существу, запрошенная информация предоставлена лишь в ходе судебного разбирательства. Непредоставлением информации в срок нарушено его конституционное право, подорван авторитет органов государственной власти, утрачено доверие к избирательным комиссиям. Представитель Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара с требованиями не согласился, указывая в обоснование, что на обращение Князева Ю.А. истцу был дан ответ 07.04.2011г., т.е. в срок, установленный законом, при этом информация сообщена в том объеме, в котором понял обращение Князева Ю.А. председатель комиссии Ю.В. Также заявлено о пропуске срока на обращение в суд, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ. Представитель Избирательной комиссии Республики Коми требования Князева Ю.А. не признал по тем же основаниям. Представитель Министерства финансов Республики Коми исковые требования не признал, мотивируя пропуском срока для обращения в суд за защитой нарушенных прав и отсутствием вины и наступления вреда Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара. Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. При обращении в суд Князев Ю.А. просил не только признать бездействие государственного органа незаконным, но и обязать предоставить ранее запрошенную информацию в полном объеме, взыскать компенсацию морального вреда за нарушение его неимущественных прав, указанные требования должны рассматриваться в порядке искового производства, при этом суд руководствуется п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которому определение вида судопроизводства зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой. Таким образом, судом рассматриваются требования Князева Ю.А. не в порядке главы 25 ГПК РФ, а в рамках искового производства. В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Согласно ст. 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Статьей 33 Конституции РФ гарантировано право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Статьей 29 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением информации о частной жизни лица (ст.24 Конституции РФ). Таким образом, право на получение информации относится к неимущественным правам гражданина. Согласно ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных законом. Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. В силу ст. 2,3 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, настоящим федеральным законом и иными федеральными законами. Статьей 5 данного закона предусмотрено, что гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего закона. Согласно ст. 10 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 закона. В соответствии со ст. 12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Установлено, что 29 марта 2011г. Князев Ю.А. обратился в Избирательную комиссию РК с заявлением, в котором просил предоставить ему информацию о количестве исправлений (уточнений), внесенных избирательной комиссией г. Сыктывкара в данные протоколов участковых избирательных комиссий г. Сыктывкара, и о количестве избирательных участков, по которым производился пересчет голосов избирателей, в ходе прошедшего голосования 13 марта 2011г. по выборам депутатов Совета МО ГО «Сыктывкар» с указанием обстоятельств, связанных с исправлениями (уточнениями) и пересчетом голосов избирателей. Указанное заявление для рассмотрения по существу и направления запрашиваемой информации передано в Территориальную избирательную комиссию г. Сыктывкара (поступило 30 марта 2011г.). Территориальная избирательная комиссия г. Сыктывкара направила Князеву Ю.А. ответ (поступил 12 апреля 2011г.), в котором сообщила, что в соответствии с п. 1.1 ст. 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» после установления итогов голосования вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования может быть отменено, либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу, в силу п. 1.2 ст. 77 указанного закона суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии по итогам голосования, о результатах выборов может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосовании или установления его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией; обработка итогов голосования; порядок определения результатов выборов предусмотрены Федеральным законом от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому избирательная комиссия – коллегиальный ордер, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Таким образом, непосредственно избирательные комиссии владеют полной информацией о результатах выборов, в данном случае Территориальная избирательная комиссия г. Сыктывкара владела запрошенной истцом информацией, вопросы истца четки и конкретны, двусмысленности не вызывают, однако в нарушение требований ст. 10 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» Территориальная избирательная комиссия г. Сыктывкара в установленный законом срок не дала полного, мотивированного письменного ответа Князеву Ю.А. по существу поставленных им в обращении вопросов, т.е. не предоставила ему в установленный срок запрошенной информации, чем нарушила его конституционное право на получение информации. Ответ по существу получен истцом только 26 сентября 2011г., чем нарушены положения ст. 12 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Согласно ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. Статьей 53 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. В соответствии с частями 1 и 5 статьи 23 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010г. № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» территориальная избирательная комиссия является государственным органом Республики Коми, действует на постоянной основе, является юридическим лицом, финансируется за счет средств республиканского бюджета, соответственно надлежащими ответчиками по делу являются Территориальная избирательная комиссия г. Сыктывкара и Министерство финансов Республики Коми, в иске к Избирательной комиссии РК следует отказать. Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 ст. 125 настоящего кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Следовательно, при удовлетворении указанных исков взыскание денежных средств производится за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не государственного или муниципального органа. Поскольку в рассматриваемом случае, в результате бездействия Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара нарушено конституционное право истца на получение информации, т.е. нарушены неимущественные права Князева Ю.А., который рассчитывал на своевременное получение ответа в полном объеме, вынужденностью дальнейшего обращения за защитой нарушенных прав, что несомненно вызывает нравственные переживания, с учетом характера, объема, конкретных обстоятельств и причин нарушения, суд полагает необходимым взыскать в соответствии с требованиями ст.ст. 151, 1099, 1069, 1071 ГК РФ с Министерства финансов РК за счет средств казны Республики Коми в пользу Князева Ю.А. компенсацию морального вреда в размере ... рублей, данная сумма, по мнению суда, является разумной, справедливой и соразмерной. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ) при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Суд полагает необходимым возвратить истцу из бюджета уплаченную Князевым Ю.А. при обращении в суд госпошлину в размере ... руб. Руководствуясь ст.194-199 ГПКРФ, суд р е ш и л: Признать незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара по предоставлению Князеву Ю.А. в установленный законом срок информации о количестве исправлений (уточнений), вынесенных территориальной избирательной комиссией г. Сыктывкара в данные протоколов участковых избирательных комиссий г. Сыктывкара, и о количестве избирательных участков, по которым производился пересчет голосов избирателей, в ходе прошедшего голосования 13 марта 2011г. по выборам депутатов Совета МО ГО «Сыктывкар» с указанием обстоятельств, связанных с исправлениями (уточнениями) и пересчетом голосов избирателей. Взыскать с Министерства финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми в пользу Князева Ю.А. компенсацию морального вреда в размере ... рублей. В иске к Избирательной комиссии РК - отказать. Возвратить Князеву Ю.А. из бюджета уплаченную согласно чек-ордеру госпошлину в размере ... руб. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Председательствующий Т.А.Попова Председательствующий Т.А.Попова