О назначении досрочной пенсии по старости



Дело № 2-6642/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Сироткиной Е.М.

При секретаре Волыцкой Ю.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 05 декабря 2011 года дело по иску Стукач В.Ф. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре о назначении досрочной трудовой пенсии,

У с т а н о в и л :

Стукач В.Ф. обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности назначить пенсию досрочно.

Требования мотивировал тем, что в ** ** ** году приехал в г. Сыктывкар для работы в ЗАО «...» в качестве ..., где проработал с ** ** ** года по ** ** ** года, в период с ** ** ** года по ** ** ** года работал в ООО «...». В период работы в «...» был награжден медалью «За Трудовые Заслуги». В период с ** ** ** года по ** ** ** года работал в ООО «...», а с ** ** ** года по настоящее время работает в ООО «...». В период работы истец проживал в жилом комплексе по адресу ... ..., а с ** ** ** г. по ** ** ** года временно проживал по адресу ... ..., в настоящее время проживает по адресу ... ..., ком ....

** ** ** года истец обратился с заявлением в ГУ УПФ РФ г. Сыктывкара РФ о назначении досрочной пенсии по старости, в назначении которой было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в МКС.

В судебном заседании истец на требованиях настаивал.

Представитель ответчика Машкалева О.А. иск не признала.

Суд, заслушав стороны, показания свидетелей, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению в части.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее:

Статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Из этого следует, что иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на законном основании, имеют равные права с гражданами России, включая право на пенсию, а также несут такие же обязанности, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Как по буквальному смыслу данной нормы, так и по смыслу, вытекающему из ее взаимосвязи с другими положениями главы 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина», а также общепризнанными принципами и нормами международного права, право на социальное обеспечение гарантируется каждому человеку, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и, следовательно, иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации, на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.

Как установлено в ходе разбирательства по делу, Стукач В.Ф. является гражданином ...; с ** ** ** года имеет статус временно проживающего иностранного гражданина в РФ; с ** ** ** года ему выдано разрешение на постоянное проживание на территории РФ .

** ** ** года Стукач В.Ф. обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с абз. 3 п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2008 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с данной нормой Закона право на досрочную пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 58 лет при наличии страхового стажа 25 лет и стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 06 месяцев либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.

Решением Управления от ** ** ** года Стукач В.Ф. установлен страховой стаж ... лет ... месяца ... дней, стаж работы в МКС - ... год ... месяцев ... дней, в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого стажа работы в МКС.

В страховой стаж и в стаж работы в МКС Стукач В.Ф. не были засчитаны периоды его работы с ** ** ** г. по ** ** ** г. в ЗАО «...» и с ** ** ** г. по ** ** ** г. в ООО «...».

В силу частей 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статьёй 1 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2002 года, также предусматривалось устанавливать государственные пенсии в соответствии с данным Законом, если международным договором не предусмотрено иное.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Как следует из содержания п. 2 ст. 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 года.

Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Пунктом 5 этих Рекомендаций предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) включать в подсчёт трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из изложенного следует, что возможность включения в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до 13 марта 1992 года, но и после этой даты имеется при условии уплаты страховых взносов в соответствующие органы указанных государств.

В соответствии со ст. 238 КЗоТ РФ работники обеспечиваются пенсиями за счет средств государственного социального страхования.

Статья 236 КЗоТ РФ устанавливала, что все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Порядок уплаты страховых взносов устанавливается законом (ст. 237 КЗоТ РФ).

В соответствии с законодательством Российской Федерации (Постановление Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года № 556-1 и Постановление Верховного Совета РФ от 27декабря 1991 года № 2122-1) право граждан на пенсионное обеспечение неразрывно связано с обязанностью производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» определено, что под государственным пенсионным страхованием понимается вид страхования, осуществляемого за счет обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ работодателей и граждан с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиями в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Указанным Федеральным законом также определено, что застрахованным лицом является лицо, на которое распространяется государственное пенсионное страхование, то есть на граждан, имеющих право на пенсию в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Статьёй 4 Закона РФ от 20 ноября 1990 года предусматривалось, что право на пенсию на общих основаниях с гражданами России имеют и иностранные граждане, если иное не предусмотрено договором.

Таким образом, определяющим обстоятельством для установления иностранному гражданину права на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации является постоянное его проживание на территории Российской Федерации.

Письмом от 24 ноября 1995 года № ЮЛ-16-11/7257-ИН Пенсионный фонд РФ разъяснил, что работодатели, использующие труд граждан Украины и Белоруссии, обязаны производить отчисления страховых взносов в ПФР.

Письмо от 24 ноября 1995 года утратило силу с 1 декабря 1997 года в связи с выходом письма от 1 декабря 1997 года № ЕВ-16-28/8548, в котором Пенсионный фонд РФ разъясняет, что работодатели, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, уплачивают страховые взносы только за тех иностранных граждан, которые имеют статус постоянно проживающих в Российской Федерации.

В связи с этим работодатели, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, с 1 декабря 1997 года уплачивают страховые взносы только за тех иностранных граждан, которые имеют статус постоянно проживающих в Российской Федерации. С выплат в пользу иностранного гражданина, имеющего статус временно пребывающего в Российской Федерации, страховые взносы не начисляются.

С 1 января 2002 года пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Стукач В.Ф. в период с 26.12.1997 г. по 18.03.2009 г. являлся временно пребывающим на территории Российской Федерации.

Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 4 марта 2004 года № 146-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Адамян Жульетты Семеновны на нарушение ее конституционных прав положениями Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следует, что иностранные граждане имеют право на пенсию на условиях и в порядке, предусмотренными федеральным законом, назначение пенсии иностранным гражданам связано с постоянным проживанием в Российской Федерации. В своем определении Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на возможность установления факта постоянного проживания иностранного гражданина судом.

В ходе судебного разбирательства установлено, что с ** ** ** года истец постоянно проживал на территории Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о регистрации и показаниями свидетелей Т.Е., Н.М., М.А., Л.В., О.А.

Как показала свидетель Т.Е. она проживает совместно с истцом с ** ** ** года, но официально брак они не регистрировали.

Согласно сведениям из трудовой книжки истца ** ** ** года Стукач В.Ф. был принят на работу в ЗАО «...» в качестве ..., ** ** ** года уволен в порядке перевода (п.5 ст.29 КЗоТ РСФСР) в ООО «...», куда принят с ** ** ** года. В ООО «...» истец проработал по ** ** ** года.

Период работы истца в ЗАО «...» не был засчитан ни в страховой стаж, ни в стаж работы в МКС.

С учетом непрерывности, длительности пребывания истца на территории Российской Федерации суд приходит к выводу о возможности установления факта постоянного проживания для включения спорных периодов в страховой стаж.

Исходя из представленных суду лицевых счетов на истца за период с ** ** ** года по ** ** ** год, следует, что за декабрь ** ** ** года (с 26.12 по 31.12.) работодателем уплачивались страховые взносы в ПФР; в период с ** ** ** года по ** ** ** года первоначально страховые взносы в ПФР были удержаны, но затем возвращены истцу.

Таким образом, в стаж работы в МКС подлежит включению период с ** ** ** по ** ** ** года.

Период работы истца в ООО «...» с ** ** ** года по ** ** ** года в страховой стаж и стаж работы МКС не включен.

Пункт 2 статьи 13 Закона от 17.12.2001 г. устанавливает, что при подсчете страхового стажа периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В системе государственного пенсионного страхования Стукач В.Ф. зарегистрирован ** ** ** года.

В сведениях индивидуального (персонифицированного) учета имеются сведения о работе Стукач В.Ф. в ООО «...» и отчислениях страховых взносов а период с ** ** ** года по ** ** ** года; с ** ** ** года по ** ** ** года; с ** ** ** года по ** ** ** года.

Из лицевого счета на имя Стукач В.Ф. в ООО «...» за ** ** ** год следует, что в ** ** ** года истцу начислены отпускные, оплата за межвахтовый период за период с ** ** ** года по ** ** ** года, с которых удержаны страховые взносы в ПФР.

Учитывая, что ЗАО «...» и ООО «...» производилось перечисление страховых взносов за Стукача В.Ф., что подтверждено сведениями его индивидуального лицевого счёта, доводы ответчика об отсутствии документов, подтверждающих законность постоянного проживания истца на территории РФ в периоды его работы в данных Обществах, не являются основанием к отказу во включении спорных периодов в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем требования истца в данной части являются основанными на законе.

Таким образом, периоды работы с ** ** ** года по ** ** ** года в ЗАО «...», с ** ** ** года по ** ** ** года; с ** ** ** года по ** ** ** года; с ** ** ** года по ** ** ** года подлежат включению в страховой стаж и стаж работы в МКС, поскольку судом установлено, что истец на законном основании находился на территории Российской Федерации, в спорный период постоянно проживал в г. Сыктывкар.

Учитывая, что при включение в стаж вышеуказанных периодов, стаж работы истца в МКС будет составлять ... лет ... меся. ... дн., что недостаточно для назначения пенсии досрочно, в требованиях о назначении пенсии истцу следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Включить в страховой стаж и стаж в МКС для назначения пенсии период работы Стукача В.Ф. с ** ** ** года по ** ** ** года в ЗАО «...»; с ** ** ** года по ** ** ** года; с ** ** ** года по ** ** ** года; с ** ** ** года по ** ** ** года в ООО «...».

В удовлетворении требований Стукача В.Ф. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре РК о возложении обязанности назначить пенсию досрочно отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Сироткина Е.М.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200