О признании бездействия незаконным



Дело № 2-7907/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Смолевой И.В.

при секретаре Иевлевой Г.Б.

с участием представителя заявителя Мишариной Е. С.,

представителя заинтересованного лица Кокорина С. Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 09 ноября 2011 года гражданское дело по заявлению местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья Слава» г. Сыктывкара на бездействие администрации МО ГО «Сыктывкар» при рассмотрении обращений,

У С Т А Н О В И Л:

06 июля 2011 года в администрацию МО ГО «Сыктывкар» поступило обращение местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья Слава» г. Сыктывкара, в котором, в частности, указывалось, что местная религиозная организация с июня 2011 года неоднократно подавала заявки на проведение публичного мероприятия в поддержку христианских ценностей в форме митинга в следующем месте: рядом со зданием ..., на которые получала отказы по следующим причинам: проведение других мероприятий на указанной территории, работы по механизированной уборке и благоустройству территории. Местная религиозная организация просила создать условия для реализации права на проведение публичного мероприятия и сообщить, в какое время и в какой день можно провести митинг на указанной территории, а также предоставить сведения о том, какая организация проводит механизированную уборку территории, когда проводился конкурс среди организаций на проведение уборки данной территории.

Тогда же, 06 июля 2011 года, в администрацию МО ГО «Сыктывкар» поступило обращение местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья Слава» г. Сыктывкара, в котором, в частности, указывалось, что местная религиозная организация с апреля 2011 года неоднократно подавала заявки на проведение публичного мероприятия в поддержку христианских ценностей в форме митинга в следующем месте: перед ..., на которые получала отказы по следующим причинам: проведение других мероприятий на указанной территории, прокат детских электромобилей, работы по механизированной уборке и благоустройству территории. Местная религиозная организация просила создать условия для реализации права на проведение публичного мероприятия и сообщить, в какое время и в какой день можно провести митинг на указанной территории, а также предоставить сведения о том, какая организация проводит механизированную уборку территории, когда проводился конкурс среди организаций на проведение уборки данной территории.

Обращения были подписаны О. А.

Ввиду того, что ответы на обращения администрацией МО ГО «Сыктывкар» заявителю направлены не были, местная религиозная организация христиан веры евангельской пятидесятников «Божья Слава» г. Сыктывкара обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации МО ГО «Сыктывкар» по рассмотрению приведённых обращений.

Определением суда от ** ** ** года объединены в одно производство гражданские дела по заявлениям местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава» на бездействие администрации МО ГО «Сыктывкар».

Администрацией МО ГО «Сыктывкар» представлены письменные возражения, в которых указано на отсутствие законных оснований для удовлетворения заявлений, поскольку, обращаясь в июле 2011 года с заявлениями от имени местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья слава», О. А. не представила документы, подтверждающие наличие у неё полномочий на подачу таких заявлений.

В судебном заседании представитель заявителя Мишарина Е. С. поддержала доводы и требования заявлений.

Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» Кокорин С. Л. просил отказать в удовлетворении заявлений.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Митингом, в свою очередь, признается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

В силу ст. 4 Федерального закона к организации публичного мероприятия относятся:

- оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (п. 1); - проведение предварительной агитации (п. 2); - изготовление и распространение средств наглядной агитации (п. 3); - другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (п. 4).

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона, организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

На основании п. 4 ст. 5 Федерального закона организатор публичного мероприятия среди прочего обязан: - подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 данного Федерального закона (подп. 1); - не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (подп. 2); - обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (подп. 3).

При этом под уведомлением о проведении публичного мероприятия, согласно ст. 2 Федерального закона, понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.

В силу п. 3 ст. 7 Федерального закона в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: - цель публичного мероприятия (подп. 1); - форма публичного мероприятия (подп. 2); - место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств (подп. 3); - дата, время начала и окончания публичного мероприятия (подп. 4); - предполагаемое количество участников публичного мероприятия (подп. 5); - формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия (подп. 6); - фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона (подп. 7); - фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия (подп. 8); - дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (подп. 9).

Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 данного Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению (п. 3 ст. 3 Федерального закона).

Как предусмотрено п. 1 ст. 12 Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: - документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения (подп. 1); - довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона (подп. 2); - в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями данного Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия (подп. 3); - довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия (подп. 4); - обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи (подп. 5); - информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются (подп. 6); - при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны (подп. 7).

Исходя из анализа направленных 06 июля 2011 года местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья Слава» г. Сыктывкара в адрес администрации МО ГО «Сыктывкар» обращений следует, что они не являются в силу норм Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомлениями о проведении публичного мероприятия, ввиду чего указанный Федеральный закон к рассматриваемым отношениям применению не подлежит.

Ссылка заявителя на нарушение администрацией МО ГО «Сыктывкар» п. 2 ст. 18 названного Федерального закона, в соответствии с которым органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия, признана судом несостоятельной, поскольку указанная правовая норма предусматривает возможность обращения организатора публичного мероприятия в органы государственной власти или органы местного самоуправления с обращениями, содержащими вопросы (требования) к органам власти, сформулированные в ходе проведения публичного мероприятия. Таким образом, указанные обращения являются уже результатом проведенного публичного мероприятия.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

В соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 32 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с п. 2 ст. 1 названного Федерального закона установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» приведены понятия основных терминов, используемые в данном Федеральном законе.

Под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; к заявлению относится просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба представляет собой просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

В соответствии с названным Федеральным законом обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, а также дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункты 1 и 4 части 1 статьи 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5); ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (пункт 3 статьи 10).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 данного Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Анализ приведённых норм законов свидетельствует о том, что в данном деле заявитель обязан доказать, что его обращения от 06 июля 2011 года касались получения информации о правах и обязанностях данной организации, реализации конституционного права на проведение публичных мероприятий.

Доказательств наличия обращений, направленных местной религиозной организацией христиан веры евангельской пятидесятников «Божья Слава» г. Сыктывкара в администрацию МО ГО «Сыктывкар» в апреле 2011 года по поводу проведения митинга перед ..., а также доказательств обращений с ** ** ** по ** ** ** года по поводу проведения митинга у здания ..., заявителем не представлено. Представитель заявителя Мишарина Е. С. пояснила об отсутствии таких доказательств у заявителя. Представителем администрации МО ГО «Сыктывкар» наличие обращений местной религиозной организацией христиан веры евангельской пятидесятников «Божья Слава» г. Сыктывкара в апреле и с ** ** ** по ** ** ** года оспаривается.

Отсутствие указанных обращений свидетельствует о том, что у заявителя не имелось оснований для подачи 06 июля 2011 года заявлений о создании условий для реализации права на проведение публичных мероприятий, поскольку просьба о содействии в реализации конституционных прав на проведение публичного мероприятия не являлась основанной на отказах администрации МО ГО «Сыктывкар» в проведении таких мероприятий.

Таким образом, поскольку заявителем не доказан факт того, что неполучение ответа на заявления от 06 июля 2011 года о создании условий для реализации права на проведение публичного мероприятия перед ..., у здания ... нарушило права и свободы заявителя или создало препятствия к осуществлению таких прав и свобод, следует отказать местной религиозной организацией христиан веры евангельской пятидесятников «Божья Слава» г. Сыктывкара в удовлетворении заявления об оспаривании бездействия администрации МО ГО «Сыктывкар» при рассмотрении обращения по созданию условий для реализации права на проведение публичного мероприятия перед ...

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

Отказать местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников «Божья Слава» г. Сыктывкара в удовлетворении заявления об оспаривании бездействия администрации МО ГО «Сыктывкар» при рассмотрении обращений.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения .

Председательствующий И.В. Смолева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200