Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской федерации 01 декабря 2011 года Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А., при секретаре Саенко О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Холоповой А.Н. к Администрации МОГО «Сыктывкар», Администрации МР «Усть- Куломский » о предоставлении жилья; у с т а н о в и л : Холопова А.Н. обратилась в суд с иском к АМО ГО «Сыктывкар», Администрации МР «Усть- Куломский » о предоставлении жилья, указывая, что она относится с категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянной регистрации по месту жительства и закрепленного жилья не имеет, временно зарегистрирована в г.Сыктывкаре, жильем до настоящего времени не обеспечена. В судебном заседании Холопова А.Н. исковые требования поддержала, уточнив их, указала, что она претендует на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения на территории г. Сыктывкара, т.к. с момента поступления в училище проживает в данном населенном пункте, и места своего жительства менять не намерена. Представитель АМО ГО «Сыктывкар», не оспаривая субъективного права истца на получение жилья на условиях социального найма вне очереди, пояснил, что учетное дело в АМО ГО «Сыктывкар» отсутствует, в связи с чем, права истца не подлежат реализации на территории МО ГО «Сыктывкар». Администрация МР «Усть- Куломский » своего представителя для участия в судебном заседании не направила, указывая в письменных пояснениях по иску, что на основании письма Усть- Куломского РУО Постановлением Главы Администрации СП « ...» Холопова А.Н. была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и внесена в соответствующий список ( в настоящее время ее учетный номер-...). Учетное дело не заводилось в связи с непредставлением пакета документов из районного управления образования. Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему. Установлено, что Холопова А.Н. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного за ней жилья не имеет, т.к. в результате пожара, произошедшего ** ** **., двухквартирный жилой дом в п.... ... с\с Усть- Куломского р-на, где проживала ее семья, полностью сгорел. Постановлением Главы Администрации МО « ...» опекуном над н\л Холоповой А.Н. была назначена Е.В., по данным регистрационного учета, в период времени с ** ** **. по ** ** **. истица проживала и была зарегистрирована совместно с опекуном в кВ.... д.... по ** ** ** г. .... Как установлено судом, в указанный период времени по ходатайству Усть- Куломского районного управления образования Постановлением Главы Администрации СП « ...» Холопова А.Н. была принята на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений про договорам социального найма на территории данного района, как сирота . ** ** **. Холопова А.Н. самостоятельно обратилась с заявлением о включении в список на получение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Администрацию МР «Усть- Куломский», Постановлением во включении в указанный список истице было отказано. Как следует из пояснений истицы и представленных документов, постоянной регистрации по месту жительства на территории РК она не имеет, фактически проживает в г.Сыктывкаре, временно зарегистрирована на период с ** ** **. по ** ** **. по заявлению собственника в д.... по ул.... г.Сыктывкара в качестве «знакомой», намерена и в дальнейшем остаться проживать в данном населенном пункте. Федеральным Законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой ( попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства ( абз.2 п.2 ст.8). При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством ( ст.4) и являются расходными обязательствами РФ. Законом Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ « О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» ( ст.3) установлено, что включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее - список), осуществляется органом местного самоуправления: 1) по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения; 2) по месту нахождения закрепленного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, имеющих закрепленное жилое помещение, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания; 3) по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья, иное) - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми, а также граждан, местом выявления и первичного учета которых являются населенные пункты, признанные в установленном порядке закрывающимися. Постановлением Конституционного Суда РК от 20.05.2011 п.1 ч.1 ст.3 Закона РК от 22.11.2010 № 139-РЗ в той мере, в какой он допускает включение не имеющих закрепленного жилого помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма по месту выявления и первичного учета указанных лиц на территории Республики Коми, а также позволяет игнорировать принцип реальной направленности оказания социальной помощи и не учитывать законные интересы граждан, обеспеченные федеральным законодательством, был признан не соответствующим Конституции Республики Коми, ее ст.17 ( ч.1 и 2), 64 ( ч.2) и 65 ( ч.1). Как было установлено в ходе судебного разбирательства, на момент выявления Холоповой А.Н. как лица, оставшегося без попечения родителей, она проживала у своего опекуна по адресу: г. ..., ... ..., откуда затем выехала на учебу в г.Сыктывкар, где не приобрела постоянной регистрации а также права на какое- либо жилое помещение. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд исходит из действительности Постановления Главы Администрации СП « ...» и полагает что последующий отказ АМОМР «Усть- Куломский» в постановке на соответствующий учет ** ** **., а также то обстоятельство, что учетное дело истца в АМО ГО «Сыктывкар» не передавалось, не могут лишать истицу права на получение жилого помещения по избранному месту жительства, т.к. иное не соответствуют принципу реальной направленности оказания социальной помощи указанной категории лиц. Оценивая добытые по делу доказательства, суд полагает, что право истицы на обеспечение жильем из состава муниципального жилищного фонда в порядке п.п. 2 п. 2, п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законов Республики Коми № 54-РЗ от 04.07.2006 года, N 139-РЗ от 22.11.2010г., находит свое подтверждение в материалах дела. Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Данное право не может быть ограничено либо поставлено в зависимость от каких- либо обстоятельств формального характера, поскольку закон прямо гарантирует данной категории граждан получение жилья во внеочередном порядке. Законом РК от 04.07.2006г. №54-РЗ « О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда РК по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» определено, что дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также лица из числа указанных категорий, не имеющие закрепленного жилья, подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда РК по договорам социального найма в порядке, установленном ЖК РФ ( ст.1, 10 Закона). Определяя характеристики жилого помещения, суд исходит из норм, установленных Законом Республики Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ. При этом суд исходит из того, что ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность органов исполнительной власти по обеспечению вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм непосредственно только само лицо, подпадающее под категорию детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В связи с чем, при вынесении решения по делу на ответчика следует возложить обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма вне очереди общей площадью не менее 33 кв.метров. Суд полагает, что реализация Холоповой А.Н. права на внеочередное получение жилья должна производиться по избранному ею месту жительства. С учетом изложенного, при вынесении решения по делу следует обязать АМО ГО «Сыктывкар» предоставить Холоповой А.Н. жилое помещение вне очереди на территории данного муниципального образования. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать Администрацию МОГО «Сыктывкар» предоставить Холоповой А.Н. на условиях социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение на территории МОГО «Сыктывкар», общей площадью не менее 33 кв.м., на состав семьи 1 человек. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части. Судья - Ю.А.Дульцева