О признании решения противоречащим законодательству



Дело № 2- 7847/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации

12 декабря 2011 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Саенко О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г.Сыктывкара, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим решения Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.09.2003г. №3/09-63 « О нормативах потребления коммунальных услуг населением»;

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Сыктывкара, обратился в суд в порядке, предусмотренном ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим с момента принятия решения Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.09.2003г. №3/09-63 « О нормативах потребления коммунальных услуг населением».

В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой г.Сыктывкара проведен анализ нормативных правовых актов муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на предмет соответствия требованиям федерального законодательства. В ходе проверки было установлено, что решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.09.2003г. №3/09-63 « О нормативах потребления коммунальных услуг населением» противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку устанавливает дифференцированный метод определения норматива потребления коммунальных услуг исходя из степени благоустройства объекта жилого фонда, тогда как действующим законодательством ( п.2 и 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила) предусмотрено определение нормативов потребления исходя также из таких критериев, как конструктивные и технические параметры объекта.

В судебном заседании Прокурор г.Сыктывкара на удовлетворении заявления настаивал по изложенным в нем основаниям, уточнив позицию, просил признать решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.09.2003г. №3/09-63 недействующим с момента вынесения решения суда и вступления его в законную силу

Представитель Администрации МО ГО «Сыктывкар», а также Совета МО ГО «Сыктывкар» с требованиями прокурора не согласилась, указывая на то, что оспариваемое решение Совета принято задолго до опубликования и введения в действие Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и соответственно, не могло и не может полностью соответствовать их положениям. Также пояснила, что определение нормативов потребления, учитывая конструктивные и технические параметры конкретного объекта, приведет к ухудшению положения лиц, проживающих в домах с большой степенью износа, т.к. норматив потребления ЖКУ в них будет значительно выше, чем в новых МКД.

Представители привлеченных судом к участию в деле ОАО « ТГК №9», а также Службы Республики Коми по тарифам, против удовлетворения заявления прокурора возражали, поддержав позицию Администрации МО ГО «Сыктывкар» и указывая, что в настоящее время Службой РК по тарифам подготовлены для введения в действие с ** ** ** новые нормативы потребления коммунальных услуг населением, соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ N 306. Отмена существующих нормативов может повлечь за собой социальную дестабилизацию, т.к. на отрезке до введения в действие разработанных службой по тарифам нормативов указанные правоотношения будут нормативно не урегулированы.

Заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

По вопросам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления; правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления.

Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.09.2003г. №3/09-63, принятым в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждены нормативы потребления населением коммунальных услуг на территории муниципального образования "Город Сыктывкар" согласно приложению.

Согласно подпункту "д" пункта 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:

а) в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая);

б) в отношении электроснабжения - количество комнат в квартире, высота и расположение жилых помещений;

в) в отношении газоснабжения (при расходе газа на нужды отопления) - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;

г) в отношении газоснабжения (при расходе газа на подогрев воды) - износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;

д) в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования;

е) в отношении водоотведения - износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).

в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

В качестве параметров, характеризующих степень благоустройства, применяются показатели, установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 Правил).

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10 Правил).

В соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.

По мнению суда, само по себе то обстоятельство, что утвержденные оспариваемым актом нормативы потребления дифференцированы с учетом иных показателей, нежели установлено Правилами, не свидетельствует о том, что полученные в результате расчетов по формулам, установленным Правилами, значения не соответствуют установленным в оспариваемом постановлении нормативам потребления конкретных видов коммунальных услуг.

Таких расчетов суду не представлено, доводов об этом в ходе рассмотрения дела также заявлено не было. Таким образом, оснований полагать, что оспариваемые нормативы потребления нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, не имеется.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Утвержденные решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.09.2003г. №3/09-63 нормативы потребления коммунальных услуг соответствуют требованиям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Дополнительные требования к формированию нормативов потребления коммунальных услуг были установлены Правительством Российской Федерации 23 мая 2006 года в Постановлении N 306, которым утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Постановление Правительства РФ N 306 регулирует порядок установления новых нормативов потребления коммунальных услуг.

При этом действующее жилищное законодательство не содержит норм о сроках пересмотра ранее утвержденных и действующих нормативов потребления коммунальных услуг в связи с принятием постановления Правительства РФ N 306.

С учетом данного обстоятельства, суд не может принять во внимание доводы заявителя о несоответствии оспариваемого нормативного акта ст.15 Конституции РФ, а также ст.1,7 ФЗ РФ от 06.10.2003г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что само по себе решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.09.2003г. №3/09-63 « О нормативах потребления коммунальных услуг населением» в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 1 ст. 253 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Прокурора г.Сыктывкара, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим решения Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.09.2003г. №3/09-63 « О нормативах потребления коммунальных услуг населением» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней с момента изготовления его мотивированной части.

Судья - Ю.А. Дульцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200