Дело № 2-7549/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Олейника И.И. при секретаре Поповой Т.А., с участием представителя ответчика Жабинец М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 02 декабря 2011 года гражданское дело по жалобам Литвиненко Е.Н. об оспаривании действий должностных лиц ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми, установил: Литвиненко Е.Н. обратился в суд с жалобами, в которых просил признать незаконными действия должностных лиц ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми Ашаева А.С. и Трефяка М.М., выразившиеся в неотправлении корреспонденции; а также признать незаконным бездействие должностного лица ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми Ашаева А.С., выразившееся в непредоставлении ответа на письменное обращение о направлении на медицинское освидетельствование. В обоснование заявленных требований Литвиненко Е.Н. указал, что в период с 13.07.2011 г. по 29.07.2011 г. администрацией ФКУ СИЗО-1 по распоряжению начальника Ашаева А.С. не были отправлены его жалобы и заявления /в Росздравнадзор по РК, Верховному комиссару ООН, Правозащитный комитет «...», Общественную палату РК, начальнику ГУФСИН по РК, прокурору г.Сыктывкара и адвокату Щеголеву П.И./. ... Трефяк М.М. высказал истцу угрозу физической расправы в связи с написанием указанных обращений. Также указал, что 21.03.2011 г. он обратился к начальнику ФКУ СИЗО-1 Ашаеву А.С. с письменным заявлением о направлении на медицинское освидетельствование в связи с имеющимся заболеванием ... Однако ответ на указанное обращение он не получил. К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ... ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми Ашаев А.С. и ... ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми Трефяк М.М. Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. В связи с тем, что действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает обязательного этапирования истца, отбывающего наказание в виде лишения свободы, для участия в процессе, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Литвиненко Е.Н. Представитель ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми с требованиями не согласился, указывая на отсутствие правовых оснований для их удовлетворения. Также указал на пропуск заявителем срока исковой давности для обращения в суд. Представитель истца и заинтересованные лица Ашаев А.С. и Трефяк М.М. в судебное заседание не явились, извещены, с учетом положений ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в их отсутствие. Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, личное дело Литвиненко Е.Н., суд приходит к следующему. Судом установлено, что Литвиненко Е.Н. содержится под стражей в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми. ** ** ** г. Литвиненко Е.Н. обратился к ... ФКУ СИЗО-1 Ашаеву А.С. с письменным заявлением, в котором просил провести его медицинское освидетельствование в связи с имеющимися заболеваниями. Кроме того, из жалобы заявителя следует, что в период с ** ** ** г. по ** ** ** г. администрацией ФКУ СИЗО-1 по распоряжению ... Ашаева А.С. не были отправлены его жалобы и заявления /в Росздравнадзор по РК, Верховному комиссару ООН, Правозащитный комитет «...», Общественную палату РК, начальнику ГУФСИН по РК, прокурору г.Сыктывкара и адвокату П.И./. При этом ... Трефяк М.М. высказал заявителю угрозу физической расправы в связи с написанием указанных обращений. Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти и к должностному лицу. Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений. Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 71, пункт «о») тем самым наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать и иные ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступления и подвергнутых наказанию, которое по самой своей сути, как следует из ч.1 ст.43 Уголовного кодекса РФ, заключается в предусмотренном законом лишении или ограничении отдельных прав и свобод этих лиц. Установленные нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания, а также из общих основ правового положения осужденных, которым при исполнении наказаний гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными в соответствии с Конституцией РФ уголовным, уголовно-исполнительным и иным федеральным законодательством. Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В соответствии со ст.17 указанного Закона подозреваемые и обвиняемые имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов; вести переписку; получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей. Статьей 20 Закона предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым разрешается вести переписку с родственниками и иными лицами без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем. Отправление и получение корреспонденции осуществляются за счет средств подозреваемых и обвиняемых. Переписка подозреваемых и обвиняемых осуществляется только через администрацию места содержания под стражей и подвергается цензуре. Цензура осуществляется администрацией места содержания под стражей, а в случае необходимости лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело. Вручение писем, поступающих на имя подозреваемого или обвиняемого, а также отправление его писем адресатам производятся администрацией места содержания под стражей не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления письма или сдачи его подозреваемым или обвиняемым, за исключением праздничных и выходных дней. Согласно ст.20 Закона предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, направляются через администрацию места содержания под стражей. Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете. Предложения, заявления и жалобы, адресованные в другие органы государственной власти, общественные объединения, общественную наблюдательную комиссию, а также защитнику, должны быть рассмотрены администрацией места содержания под стражей и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи. Жалобы на действия и решения суда, лица, производящего дознание, следователя или прокурора направляются в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, не позднее трех дней с момента их подачи. Не допускается преследование в любой форме подозреваемых и обвиняемых за обращение с предложениями, заявлениями или жалобами в связи с нарушением их прав и законных интересов. Должностные лица мест содержания под стражей, виновные в таком преследовании, несут ответственность в соответствии с законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Из справки инспектора канцелярии ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми от ** ** ** г. следует, что отправления, указанные в жалобе Литвиненко Е.Н., в канцелярию ФКУ СИЗО-1 для регистрации на отправку не поступали. Доказательств обратного заявителем суду не представлено, как не представлено и доказательств того, что ... ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН по Республике Коми Трефяк М.М. высказывал заявителю угрозу физической расправы в связи с написанием указанных обращений. Указанное обстоятельство подтверждается также и ответом Прокуратуры г.Сыктывкара от ** ** ** г., из которого следует, что не нашли своего подтверждения доводы Литвиненко Е.Н. о высказывании сотрудниками ФКУ ИЗ-11/1 /в настоящее время – ФКУ СИЗО-1/ в его адрес угроз, а также о том, что он подвергался пыткам со стороны сотрудников СИЗО. Материалы личного дела Литвиненко Е.Н. содержат подтвержденные доказательно сведения о направлении его обращений из СИЗО в различные инстанции. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что по делу не установлено виновных нарушений прав заявителя со стороны сотрудников ФКУ СИЗО-1, выразившиеся в неотправлении корреспонденции. Следовательно, указанное требование удовлетворению не подлежит. Рассматривая требование заявителя о признании незаконным бездействия должностного лица ФКУ СИЗО-1 Ашаева А.С., выразившееся в непредоставлении ответа на письменное обращение о направлении на медицинское освидетельствование, суд приходит к следующему. Статьей 24 указанного закона предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится медицинскими работниками мест содержания под стражей безотлагательно. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому. По просьбе подозреваемых или обвиняемых либо их защитников им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании. По решению начальника места содержания под стражей либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого или обвиняемого либо его защитника медицинское освидетельствование производится работниками других медицинских учреждений. Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору либо в суд. Как следует из журнала приема по личным вопросам, Литвиненко Е.Н. обратился к сотрудникам медицинской части учреждения за разъяснением о порядке направления на медицинское освидетельствование. С заявителем была проведена беседа, в ходе которой разъяснен порядок направления на медицинское освидетельствование. Заявителю также сообщено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 г. №3 варикозная болезнь нижних конечностей не входит в перечень заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений. При этом ГУФСИН России по Республике Коми был направлен письменный ответ по существу обращения Литвиненко Е.Н. от 21.03.2011 г. Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч.2 ст.1 Закона). Согласно ст.12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Таким образом, обращение заявителя было рассмотрено своевременно, бездействия со стороны должностных лиц СИЗО-1 не допущено. Соответственно, суд находит не подлежащим удовлетворению требование Литвиненко Е.Н. об оспаривании бездействия должностного лица ФКУ СИЗО-1 Ашаева А.С., выразившегося в непредоставлении ответа на письменное обращение о направлении на медицинское освидетельствование. Кроме того, представителем ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми заявлено ходатайство о пропуске заявителем срока исковой давности для обращения в суд. В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Аналогичный срок установлен и ст.5 Закона РФ от 27.04.1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Как следует из материалов дела, Литвиненко Е.Н. обратился в суд ** ** ** г. с жалобой об оспаривании бездействия должностного лица, выразившееся в непредоставлении ответа на письменное обращение от 21.03.2011 г. Каких-либо оснований или причин пропуска срока, которые могут быть признаны уважительными, заявителем суду не представлено, а судом не установлено. С учетом изложенного, суд находит, что срок заявителем пропущен по неуважительной причине. Пропуск срока для обращения в суд также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать Литвиненко Е.Н. в удовлетворении требований об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми Ашаева А.С. и Трефяка М.М., выразившиеся в неотправлении корреспонденции и в непредоставлении ответа на письменное обращение о направлении на медицинское освидетельствование. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий И.И.Олейник