О признании незаконного решения экспертного состава МСЭ



Дело № 2-7763/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Ошманкевич Р.А.,

при секретаре Новоселец П.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкар 18 октября 2011 г. дело по иску Вахниной А.А. к Федеральному государственному учреждению главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми о признании незаконным решения экспертного состава МСЭ и исключения изменений из индивидуальной программы реабилитации инвалида,

У с т а н о в и л :

Строганов Ю.А., действующий в интересах Вахниной А.А. на основании доверенности, обратился в суд с иском к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РК» о признании незаконным решения экспертного состава МСЭ и исключения изменений из индивидуальной программы реабилитации инвалида.

В обоснование иска указал, что Вахнина А.А, является инвалидом ... группы с детства, и ей выдана бессрочно индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР), карта № ... к акту освидетельствования № ... от ** ** **. ИПР инвалида предусмотрены 26 наименований технических средств реабилитации (ТСР), с применением которых исполнитель обязан провести реабилитационные мероприятия. Письмом от ** ** **. ответчик известил Вахнину А.А. о том, что экспертным составом №... в порядке собственной инициативы отменено решение филиала №... Учреждения в части ИПР и ТСР, и разработана новая ИПР №... от ** ** **. О предстоящей разработке и составлении новой ИПР Вахнина А.А. уведомлена не была, ИПР №... составлена без ее участия, и является незаконной. Направление на медико-судебную экспертизу Вахниной А.А. не оформлялись, новая индивидуальная программа реабилитации разработана и составлена без повторного освидетельствования. В связи с чем, действиями ответчика грубо нарушены права Вахниной А.А.

В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель истца, Строганов Ю.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Вахниной А.А. установлена первая группа инвалидности с детства бессрочно.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы карта № ... к акту освидетельствования № ... от ** ** **., ИПР разработана повторно на срок – бессрочно. Очередному освидетельствованию не подлежит.

Вахнина А.А. была ознакомлена и согласна с ИПР, о чем свидетельствует ее подпись в программе.

** ** **. ФГУ Главное бюро МСЭ по РК письмом уведомило Вахнину А.А. о том, что экспертным составом №... в порядке собственной инициативы отменено решение филиала №... учреждения в части ИПР по ТСР, разработана новая ИПР №... от ** ** **., с которой просили ознакомится Вахнину А.А.

Вахнина А.А. не согласилась с изменением ИПР в одностороннем порядке.

Федеральным Законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что данный Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из ст. 2 Федерального Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются: установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 8 Федерального Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г.).

Согласно ст. 9 данного Закона реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ст. 10).

Как следует из положений ст. 11 вышеуказанного закона Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

В соответствии с п.34 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ №95 от 20 февраля2006г. «О порядке и условиях признания лица инвалидом», для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро(главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро.

Согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4августа2008г. №379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» предусмотрено, что при необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)

Пунктом 6 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом от 17.11.2009г. №906Н Министерства здравоохранения и социального развития РФ, определены функции Главного бюро, в соответствии с которыми учреждение:

а) рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения бюро;

б) проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;

в) проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения бюро, а также освидетельствование по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования или консультативного заключения экспертных составов главного бюро;

г) дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы …

В нарушение установленного порядка направление на медико-социальную экспертизу ВахнинойА.А. не оформлялось, новая индивидуальная программа реабилитации №... от ** ** **. разработана и составлена без повторного освидетельствования.

На основании вышеизложенного, суд находит заявление ВахнинойА.А. подлежащим удовлетворению, так как действиями ответчика нарушены ее права на реабилитацию и предоставление предусмотренных действующим законодательством социальных гарантий.

Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Вахниной А.А. удовлетворить.

Признать незаконным решение экспертного состава 32 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» от ** ** **. об отмене решения Филиала №2 ФГУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» о выдаче индивидуальной программы реабилитации инвалида Вахниной А.А. – карта № ... к акту освидетельствования № ... от ** ** **.

Признать незаконным индивидуальную программу реабилитации инвалида – карта №... к акту освидетельствования № ... от ** ** **. – разработанную и выданную Экспертным составом №2 ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Вахниной А.А..

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти дней.

Судья Ошманкевич Р.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200