О перерасчете пособий по беременности и родам



Дело № 2-8956/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд

В составе судьи НАГИБИНОЙ Е.Л.

При секретаре ШМАКОВОЙ Т.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании 5 декабря 2011 года дело по иску Холодковой О.А. к Инспекции ФНС по г. Сыктывкару о возложении обязанности произвести перерасчет и начисление пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам ** ** **, пособия по уходу за ребенком до полутора лет за период ** ** ** включив в расчет среднего заработка для исчисления пособия выплаты материального стимулирования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25.09.07 № 661, приказом Министерства финансов РФ от 17.10.07 года № 90н, единовременные премии и единовременные поощрения, предусмотренные Положением о премировании, суммы материальной помощи, предусмотренные Положением об оказании материальной помощи, единовременные выплаты и материальную помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, полученные истицей в расчетном периоде; по иску к Государственному учреждению–региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми о возмещении расходов ИФНС России по г. Сыктывкару на осуществление перерасчета,

У С Т А Н О В И Л:

Холодкова О.А. обратилась в суд с иском к Инспекции ФНС России по г. Сыктывкару о возложении обязанности произвести перерасчет и выплату сумм пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам за период ** ** **, пособия по уходу за ребенком до полутора лет за период ** ** ** Истица также просила возложить на Фонд социального страхования РФ по Республике Коми обязанность по возмещению расходов ИФНС России по г. Сыктывкару на осуществление перерасчета.

В обоснование исковых требований указала, что ** ** ** работает в ИФНС России по г. Сыктывкару. ** ** ** находилась в отпуске по беременности и родам, ** ** ** - в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. При исчислении по пособия в состав заработка не были включены средства материального стимулирования государственных гражданских служащих налоговых органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 и Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н; единовременные премии и единовременные поощрения, предусмотренные Положением о порядке премирования и выплаты поощрения; материальная помощь, предусмотренная Положением об оказании материальной помощи; единовременная выплаты и материальная помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренная Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в связи с чем, она получила пособия в меньшем размере, чем тот, на который могла рассчитывать по закону.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала.

ИФНС по г. Сыктывкару представителя в суд не направил, надлежащим образом извещен.

Представитель ФСС РФ по РК с иском не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд полагает, что иск следует удовлетворить, исходя из следующего.

Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 255-ФЗ от 29 декабря 2006 года пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. В средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Согласно ч.2 Постановления Правительства РФ от 15.06.07 года № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.10.2009 N 839, от 01.03.2011 N 120)

В соответствии с редакцией п. 2 вышеуказанного Положения (от 15.07.07 года), действовавшей в период нахождения Холодковой О.А. на больничном в связи с беременностью и родами и в период предоставления отпуска по уходу за ребенком ( ** ** **), в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включались все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. К указанным выплатам относятся:

а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;

б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;

в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;

г) заработная плата, выданная в неденежной форме;

д) денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации;

е) начисленный в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;

ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки;

з) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;

и) повышенная оплата труда, связанная с особыми условиями труда (в местностях с особыми климатическими условиями, на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда), повышенная оплата труда за работу в ночное время, оплата работы в выходные и праздничные дни, сверхурочной работы;

к) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;

л) другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Суд считает, что довод представителя Фонда социального страхования о том, что в состав среднего заработка при исчислении пособия должно быть включено денежное содержание (вознаграждение) государственного гражданского служащего, а средства материального стимулирования – нет, противоречит действующему законодательству. К следует из вышеизложенного ( п. «л», «к» п. 2), в состав заработка могут быть включены премии и вознаграждения, другие виды выплат предусмотренные системой оплаты труда.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе» от 27 июля 2004 г. № 79- ФЗ (далее- Закон «О государственной гражданской службе) оплата государственного гражданского служащего производится в виде денежного содержания. Денежное содержание состоит из должностного оклада, оклада за классный чин (совместно это - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» с 1 января 2007 и в 2008-2010 годах» материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдение налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей и пр. В Постановлении указаны периоды, в течение которых подлежит выплате данная премия - с 01 января 2007 года и в 2008-2010 годах.

В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ был издан Приказ Минфина России от 17 октября 2007 г. № 90н, которым был утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы. Согласно данному Порядку материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ стимулирующие выплаты доплаты, надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты – являются частью заработной платы.

Довод ответчика, что в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утв. Приказом. Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года №90н, материальное стимулирование, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников и потому не может быть включено в состав заработной платы, является ошибочным. Как установлено в судебном заседании, средства материального стимулирования поступают на счет учреждения, для зачисления средств на выплату зарплаты, с этих сумм работники выплачивают подоходный налог.

** ** ** при решении вопроса о включении той или иной выплаты (в том числе материального стимулирования) в средний заработок при исчислении пособий необходимо было обязательное соблюдение двух условий, установленных статьей 14 Закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (в редакции действовавшей до 01.01.2010 г.):

1) данная выплата должна быть предусмотрена системой оплаты труда;

2) данная выплата должна учитываться при определении налоговой базы по ЕСН.

Как следует из представленных истицей документов, система оплаты труда работника ИФНС РФ предусматривала выплату не только денежного содержания. В период, предшествующий отпуску по беременности и родам и отпуску по уходу за ребенком до полутора лет Холодковой О.А. были выплачены денежные средства материального стимулирования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 № 611, единовременные премии и единовременные поощрения, предусмотренные положением о порядке премирования и выплаты поощрения; материальная помощь, предусмотренная Положением об оказании материальной помощи; единовременная выплата и материальная помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренная Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Однако, в состав заработка для исчисления пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком эти суммы необоснованно включены не были, при том, что они были включены в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и соответствующие взносы уплачены (данный факт представитель Фонда не оспаривала).

Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что исковые требования Холодковой О.А. к ИФНС по г. Сыктывкару подлежат удовлетворению.

В иске к Фонду социального страхования Холодковой О.А. следует отказать, исходя из следующего. В соответствии с п. 2.2 и п. 2.5. Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утв. Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №22 (далее по тексту - Инструкция) (действовавшей до 25.09.2010 г.) выплата пособий по обязательному социальному страхованию производится страхователем-работодателем в порядке и на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования, на основании документов, подтверждающих право работника на получение соответствующего пособия. Страхователи-работодатели, являющиеся плательщиками единого социального налога, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд. В случае превышения суммы расходов по обязательному социальному страхованию над суммой начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, а также страхователям, имеющим налоговые льготы по уплате единого социального налога в соответствии с пунктом 1 статьи 239 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию выделяются отделением (филиалом отделения) Фонда в порядке, установленном пунктом 3.3 Инструкции. Таким образом, застрахованное лицо не участвует во взаимоотношениях страховщика и страхователя по вопросам порядка возмещения Региональным отделением Фонда расходов произведенных на цели обязательного социального страхования.

Руководствуясь ст. ст.194, 198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ИФНС России по г. Сыктывкару произвести перерасчет и начисление Холодковой О.А. пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам ** ** **, пособия по уходу за ребенком до полутора лет за период ** ** **, включив в расчет среднего заработка для исчисления пособия выплаты материального стимулирования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 25.09.07 № 661, приказом Министерства финансов РФ от 17.10.07 года № 90н, единовременные премии и единовременные поощрения, Предусмотренные положением о премировании, суммы материальной помощи, предусмотренные Положением об оказании материальной помощи, единовременные выплаты и материальную помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, полученные истицей в расчетном периоде.

В иске Холодковой О.А. к Фонду социального страхования о возмещении расходов ИФНС России по г. Сыктывкару на осуществление перерасчета – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Коми.

Судья Е.Л. Нагибина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200