О признании Коми Региональной Общественной оранизации `Федерация Карате Киокушинскай И.К.О. Матсушима` прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из ЕГРЮЛ



Дело № 2-9403/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Огневой С.Б.,

при секретаре Тимушевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре «06» декабря 2011 года гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по Республике Коми о ликвидации Автономной некоммерческой организации поддержки автотранспортных предприятий Республики Коми в качестве юридического лица и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции России по Республике Коми (далее – Управление) обратилось в суд с исковым заявлением о ликвидации Автономной некоммерческой организации поддержки автотранспортных предприятий Республики Коми (далее – АНО «Автоспас», Организация) в качестве юридического лица и об исключении ее из ЕГРЮЛ. В обоснование иска указал, что с момента создания Организации по настоящее время информация о деятельности АНО «Автоспас» в адрес Управления не поступала, что является нарушением федерального законодательства.

Представитель истца, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика исковые требования не признал. Пояснил, что Организация является действующим юридическим лицом, ежегодно предоставляет в налоговый орган налоговые декларации, оплачивает страховые взносы в пенсионный фонд, к административной ответственности не привлекалась. АНО «Автоспас» в своей деятельности осуществляет содействие автотранспортным предприятиям в организации управления автотранспортных перевозок, что не противоречит уставной деятельности, что подтверждается договорами аренды имущества с ООО «...», ООО ПК «...», ООО «...». Организация устранила нарушения, которые были причиной инициирования истцом обращения в суд с иском о ликвидации, что подтверждается отметкой Управления Минюста РФ по Республике Коми. Причиной не получения предупреждений от истца объяснил, что по адресу юридического нахождения Организации: г. Сыктывкар, ... осуществляет деятельность несколько иных автотранспортных предприятий, здание имеет площадь ... кв.м, в связи с чем, определение местонахождения Автоспас для почтальона затруднительно. Полагал, что оснований для ликвидации Организации не имеется.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми, просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, учитывая следующее.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон) автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Судом установлено, что Автономная некоммерческая организация поддержки автотранспортных предприятий Республики коми создана ** ** **. Организация действует на основании собственного устава, утвержденного учредителями ** ** **

На основании распоряжения ** ** ** Управлением Министерства юстиции России по Республике Коми об Организации внесены сведения в ведомственный реестр некоммерческих организаций ** ** **

** ** ** Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Коми внесена запись об Организации в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером ...

Согласно учредительным документам, а также сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, место нахождения постоянно действующего руководящего органа Организации: г. Сыктывкар, ...

Целями деятельности Организации, в силу п. 2.1 Устава, является предоставление услуг юридическим и физическим лицам в области права, науки, информационных и иных услуг.

Для реализации уставных целей и задач АНО «Автоспас» вправе осуществлять не запрещенную законом деятельность.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 32 указанного Федерального Закона на Организацию возложена обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 г. № 212 установлен срок представления указанной информации – не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

При этом, соответствующие сведения с момента регистрации до предъявления иска Организацией в Управление Минюста России по Республике Коми представлены не были.

На данном основании неоднократно, а именно ** ** ** Организации были вынесены предупреждения за нарушение действующего законодательства и направлены на юридический адрес АНО «Автоспас». Однако все письма вернулись с отметкой Почты России «Возвращается за истечением срока хранения».

На день рассмотрения дела ответчиком нарушение устранено, отчет о деятельности АНО «Автоспас» ** ** ** направлен, что подтверждается отметкой Управления МЮ РФ по Республике Коми ** ** **

На основании статьи 33 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация в случае нарушения настоящего Федерального закона несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 18 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 61 ГК Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 года № 14-П указал, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду – с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, – принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

При этом ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Материалами дела подтверждается факт того, что ** ** ** в адрес Управления Минюста России по Республики Коми ответчиком были представлены отчеты о деятельности некоммерческой организации АНО «Автоспас» ** ** **

Истцом иных неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов Организацией, сведений о систематическом осуществлении деятельности Организацией, противоречащей ее уставным целям, суду не представлено.

Исходя из изложенного, учитывая, что нарушения действующего законодательства, которые были выявлены в ходе осуществления деятельности АНО «Автоспас», на сегодняшний день устранены, характер допущенных нарушений и их последствия не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой некоммерческой организации, суд считает возможным отказать Управлению Министерства юстиции России по Республике Коми в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми о ликвидации Автономной некоммерческой организации поддержки автотранспортных предприятий Республики Коми в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий С.Б. Огнева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200