О ликвидации организации



Дело № 2-8896/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Огневой С.Б.

при секретаре Тимушевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре «29» ноября 2011 года гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по Республике Коми о ликвидации Фонда жилищного строительства г. Сыктывкара и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции России по Республике Коми (далее – Управление Минюста по РК, Управление) обратилось в суд с исковым заявлением о ликвидации Фонда жилищного строительства г. Сыктывкара (далее – ФЖС г. Сыктывкара, Фонд) в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель ФЖС г. Сыктывкара в судебное заседание не явился, в адресованном суду ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, учитывая следующее.

Судом установлено, что Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара зарегистрирован в качестве юридического лица ** ** ** Администрацией МО ГО «...». Сведения о Фонде внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ** ** ** за основным государственным регистрационным номером ** ** **. Фонд действует на основании собственного устава, утвержденного решением Общего собрания участников ** ** **

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) Управлением ** ** ** проведена плановая проверка соответствия деятельности Фонда законодательству РФ. По результатам проверки установлено, что Фонд имеет эмблему, используемую на собственных бланках. Данный факт подтверждается документами, содержащимися в учетном деле .... Вместе с тем, данная эмблема в установленном порядке не зарегистрирована.

На основании подпункта 5 пункта 5 статьи 32 указанного Закона Управлением Минюста по РК за указанное нарушение Фонду вынесено предупреждение ** ** ** ... и установлен срок для устранения нарушения ** ** **. В установленный срок законные требования Управления об устранении нарушений законодательства РФ Фондом не исполнены, в связи с чем, Управлением Минюста по РК повторно вынесено предупреждение ** ** ** ... и установлен срок для устранения нарушений ** ** **. До настоящего времени Фондом не представлены документы, подтверждающие устранение нарушения, ФЖС г. Сыктывкара продолжает использовать на бланках эмблему, незарегистрированную в установленном порядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Деятельность Фонда жилищного строительства г. Сыктывкара регулируется, в частности, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Согласно ст. 118 ГК РФ, ст. 7 данного Закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Статьей 3 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Данный порядок регистрации предусмотрен Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 31.03.2009 года № 97.

На основании статьи 33 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация в случае нарушения настоящего Федерального закона несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 18 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 61 ГК Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован при следующих обстоятельствах:

1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

4) в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Судом установлено и материалами дела подтверждается тот факт, что эмблема, используемая Фондом на своих бланках, не прошла государственную регистрацию в установленном законом порядке, что является нарушением пункта 4 статьи 3 Закона о некоммерческих организациях.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком доказательств, подтверждающих устранение нарушения и опровергающих доводы истца, суду не представлено.

Истцом иных неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов Фондом, сведений о систематическом осуществлении деятельности Фондом, противоречащей ее уставным целям, суду не представлено.

Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 года № 14-П указал, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду – с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, – принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

При этом ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Исходя из изложенного, учитывая, что в деятельности Фонда имеют место нарушения действующего законодательства, которые были выявлены в ходе проведенной Управлением в период ** ** ** проверки, однако характер допущенных нарушений и их последствия не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой некоммерческой организации, суд считает возможным отказать Управлению Министерства юстиции РФ по Республике Коми в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми о ликвидации Фонда жилищного строительства г. Сыктывкара и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий С.Б. Огнева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200