О предоставлении жилого помещения



Дело № 2- 8540/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации

19 декабря 2011 года

Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Саенко О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Сыктывкара в интересах Вострюкова С.В. к Администрации МОГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья,

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Сыктывкара, действуя в интересах Вострюкова С.В., обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании предоставить истцу жилое помещение пригодное для постоянного проживания на состав семьи один человек, площадью ... кв.м. на условиях договора социального найма в пределах территории МО ГО «Сыктывкар». В обоснование заявленных требований указал, что Вострюков С.В. является ..., ** ** ** состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения государственного жилищного фонда РК, каким- либо жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен.

В судебном заседании Прокурор г.Сыктывкара на удовлетворении исковых требований настаивал по заявленным основаниям. Вострюков С.В. в письменных пояснениях исковые требования поддержал, указывая, что каким- либо жилым помещением не обеспечен, ранее ему было предоставлено койко- место в общежитии.

Представитель АМО ГО «Сыктывкар» с иском не согласился, указывая, что в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение должно быть предоставлено истцу по возвращении из учреждения, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Срок освобождения истца наступает ** ** ** следовательно, в настоящее время эта обязанность не может быть возложена на АМОГО « Сыктывкар».

Заслушав объяснения явившихся сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что решением Сыктывкарского городского народного суда Коми АССР ** ** ** Н.В. лишена родительских прав в отношении сына С. ** ** ** Ребенок передан органам опеки и попечительства

Н.В. была зарегистрирована по адресу: г.Сыктывкар, ул.... ** ** **, снята с регистрационного учета ** ** ** Данные о сохранении указанного жилого помещения за Вострюковым С.В. отсутствуют.

** ** ** Вострюковым С.В. подано заявление в администрацию города Сыктывкара о постановке на учет для получения жилого помещения в общую очередь и очередь сирот.

Как свидетельствуют материалы дела, на основании решения исполкома городского Совета ** ** ** ... Вострюков С.В. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях за ... ** ** ** составом семьи ... человек,

По состоянию ** ** ** Вострюков С.В. состоит в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с датой постановки на учет ** ** ** под ... и в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «сироты» с датой постановки на учет ** ** ** под ... (основание: постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» ** ** ** ** ** **

По информации ... Вострюков С.В. осужден 02.07.1999г. Верховным судом РК, начало срока отбывания наказания 21.09.1998г. конец срока – 20.09.2012г.

На момент разрешения настоящего спора каким- либо пригодным для проживания жилым помещением Вострюков С.В. не обеспечен, с учета нуждающихся не исключен.

Как следует из материалов дела, в связи с работой в ... с 01.08.1991г., Вострюкову С.В. было предоставлено койко-место по месту работы в общежитии по адресу: г.Сыктывкар, ул...., что подтверждается справкой ... «...» ** ** ** и актом проверки жилищных условий ** ** ** Трудовые отношения истца с трестом «...» были прекращены, из общежития Вострюков выехал и в период ** ** ** был зарегистрирован в кВ... по ул.** ** ** г.Сыктывкара в качестве « племянника» ее основного нанимателя Г.В. С регистрационного учета в данной квартире снят более ** ** ** лет назад, данных о регистрации истца по месту жительства в последующий период не имеется.

Постановлением администрации г.Сыктывкара ... Вострюков был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании Постановления ... восстановлен в очереди с даты постановки на учет** ** **

В соответствии с п.п. 2 п. 2, п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу приведенной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится окончание службы в рядах Вооруженных Сил детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, у истца, как нуждающегося в жилом помещении, после окончания службы в рядах ... ** ** ** возникло в соответствии право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. В период проживания в общежитии, койко- место в котором было предоставлено ему в связи с работой, до достижения возраста 23 дет ** ** ** истец на основании его заявления ** ** ** в адрес администрации муниципального образования был поставлена в льготную очередь на получение жилья. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до достижения вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение 23-летнего возраста, а равно наступление в этот период других обстоятельств, не может лишать лицо, вставшее (поставленное) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного времени, возможности реализации гарантированного и уже ранее возникшего права на внеочередное предоставление жилья и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Таким образом, окончание срока отбытия истцом наказания ** ** ** может рассматриваться в качестве основания для предоставления отсрочки исполнения решения суда, но не отказа в удовлетворении заявленного иска.

Законом Республики Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения, подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма в порядке, установленном Жилищным Кодексом ( ст.1,10 закона).

В соответствии со ст.49 Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищном Кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 ст.49 Жилищного Кодекса РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).

Законом Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (принят ГС РК 11.11.2010), установлено, что включение указанной категории граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, а также обеспечение их жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления.

Оценивая добытые по делу доказательства, суд полагает, что право Вострюкова С.В. на обеспечение жильем из состава муниципального жилищного фонда в порядке п.п. 2 п. 2, п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законов Республики Коми № 54-РЗ от 04.07.2006 года, N 139-РЗ от 22.11.2010г., находит свое подтверждение в материалах дела.

Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Данное право не может быть ограничено либо поставлено в зависимость от того обстоятельства, когда истец был принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по категории «дети-сироты» и какой очередности достиг в данном списке, поскольку закон гарантирует ему получение жилья во внеочередном порядке.

Статья 40 Конституции РФ гарантирует каждому право на жилище.

В соответствии с жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного найма (ч.1 ст.1, п.3 ст.2).

С учетом данного принципа при вынесении решения по делу следует обязать АМО ГО «Сыктывкар» предоставить Вострюкову С.В. жилое помещение вне очереди. Законом РК от 04.07.2006г. №54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда РК по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» определено, что дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также лица из числа указанных категорий, не имеющие закрепленного жилья, подлежат обеспечению жилыми помещениями государственного жилищного фонда РК по договорам социального найма в порядке, установленном ЖК РФ (ст.1, 10 Закона).

Ст.10 Закона РК от 04.07.2006г. №54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда РК по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» установлена специальная норма предоставления жилых помещений гражданам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде отдельной квартиры на одного человека в размере не менее 33 кв.м. общей площади.

Определяя характеристики жилого помещения, суд исходит из норм, установленных Законом Республики Коми от 04.07.2006 года № 54-РЗ. При этом суд исходит из того, что ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность органов исполнительной власти по обеспечению вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм непосредственно только само лицо, подпадающее под категорию детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В связи с чем, при вынесении решения по делу на ответчика следует возложить обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма вне очереди общей площадью не менее ... кв.метров в г.Сыктывкаре.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.194- 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора г.Сыктывкара в интересах Вострюкова С.В. - удовлетворить.

Обязать Администрацию МОГО « Сыктывкар» предоставить Вострюкову С.В. на условиях социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в г.Сыктывкаре на состав семьи ... человек размером не менее ... кв.метров общей площади.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части.

Судья - Ю.А. Дульцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200