О постановлении на учет нуждающихся в жилье



Дело № 2-8893/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Огневой С.Б.,

при секретаре Тимушевой Е.В.,

с участием прокурора Боймиструк Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 28 ноября 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Сыктывкара в интересах Шилкина Д.Ю. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по постановке на учет в льготные списки сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Сыктывкара обратилась в суд в интересах Шилкина Д.Ю. с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по включению в льготный список «сирот», предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указал, что Шилкин Д.Ю. является лицом, оставшимся без попечения родителей, воспитывался в ... детском доме, закрепленное за ним жилое помещение признано непригодным для проживания ** ** **. При обращении ** ** ** в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» Шилкину Д.Ю. было отказано в постановке на учет в льготные списки сирот в связи с достижением возраста ... лет.

В судебном заседании помощник прокурора и истец Шилкин Д.Ю. на иске настаивали, в обоснование ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. При этом дополнили, что в настоящее время Шилкину Д.Ю. исполнилось ... лет. Позднее обращение в Администрацию было связано с тем, что ** ** ** оснований для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья у Шилкина Д.Ю. не было, поскольку он имел закрепленное жилье, которое не было признано непригодным для проживания. Ссылались, что законодательством предусмотрена возможность внеочередного предоставления жилой площади не только по возрасту, но и после окончания пребывания в образовательном учреждении.

Представитель ответчика иск не признал, указал, что истец право на постановку на учет в льготный список сирот не имеет, поскольку положения Закона о дополнительных гарантиях лиц, относящихся к категории сирот, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста. Шилкин Д.Ю. до достижения 23-летнего возраста не обращался в Администрацию г. Сыктывкара с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, и в установленном законом порядке не принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, следовательно, он утратил статус лица, имеющего право на внеочередное получение жилья. Просил исковые требования к администрации г. Сыктывкара оставить без удовлетворения.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, учитывая следующее.

Шилкин Д.Ю., действительно относился к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. Решением Койгородского районного народного суда Республики Коми ** ** ** мать Т.Н. лишена родительских прав в отношении Шилкина Д.Ю., отец Ю.В. ** ** ** умер.

Постановлением Главы Администрации Кажимского сельсовета ... за Шилкиным Д.Ю. закреплено жилое помещение по адресу: ...

Согласно заключению межведомственной комиссии ** ** ** указанное здание признано ветхим, непригодным для проживания.

Постановлением заместителя главы Администрации Койгородского района ... «...» Шилкин Д.Ю. передан на воспитание в Койгородский детский дом.

В период ** ** ** Шилкин Д.Ю. поступил и обучался по очной форме в гуманитарно-педагогическом лицее при Сыктывкарском высшем педагогическом училище (педагогическом колледже) ... ..., по окончании которого был рекомендован для продолжения обучения и зачислен по специальности «...», где проходил обучение по очной форме в период ** ** **

В течение всего периода обучения Шилкин Д.Ю. имел временную регистрацию в общежитии колледжа по адресу: г. Сыктывкар, ул. ..., снят с регистрационного учета ** ** ** в связи с окончанием обучения.

По окончании колледжа на основании договора о сотрудничестве между Сыктывкарским государственным университетом и Сыктывкарским педагогическим колледжем ... ** ** ** и решения педагогического совета колледжа ** ** ** ... Шилкин Д.Ю. был рекомендован для продолжения обучения на факультете физической культуры и спорта.

На основании справки ФГБОУ ВПО «...» Шилкин Д.Ю. является студентом 5 курса дневного отделения института социальных технологий факультета

** ** ** и на день рассмотрения дела Шилкин Д.Ю. имеет регистрацию по месту проживания брата в д... по ул. ... Фактически проживает в кв. ... по ул. ... г. Сыктывкара, которая принадлежит на праве собственности К.С.

Истец обратился в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении в льготный список детей-сирот только ** ** **

Постановлением главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» ** ** ** ... Шилкину Д.Ю. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа данной категории, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с достижением заявителем возраста 26 лет.

Доводы помощника прокурора о том, что законодатель связывает возникновение права на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде предоставления жилья не только с возрастом, а с окончанием пребывания на полном государственном обеспечении, и что право Шилкина Д.Ю. на предоставление жилого помещения в статусе «сироты» возникнет после окончания ВУЗА ** ** **, ошибочны.

Положениями ч. 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 2 закона Республики Коми № 139-РЗ от 22.11.2010 г. в случае если на дату окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо на дату окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, гражданин достиг возраста 23 лет, право на обращение по вопросу обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом сохраняется в течение двух месяцев со дня наступления указанных обстоятельств.

Из материалов дела следует, что Шилкин Д.Ю. ** ** ** окончил лицей ** ** ** ГАОУ СПО РК «...»

Однако с заявлением о постановке на учет обратился лишь ** ** **, в администрации МР «Койгордский» по месту нахождения закрепленного жилого помещения на учете нуждающихся в жилых помещениях истец также не состоит.

Как следует из преамбулы ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

Судом установлено, что истец Шилкин Д.Ю. до достижения 23 лет не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на льготных основаниях.

Правовых оснований для постановки истца на учет на день его обращения в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» ... не имелось, иск Прокурора о возложении обязанности по постановке истца на учет по льготному основанию удовлетворению не подлежит.

Поскольку Прокурору г. Сыктывкара в интересах Шилкина Д.Ю. в иске о постановке последнего на учет по льготному основанию в администрации МО ГО «Сыктывкар» отказано, то оснований для возложения на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по предоставлению Шилкину Д.Ю. жилого помещения по договору социального найма не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Прокурора г. Сыктывкара в интересах Шилкина Д.Ю. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по постановке на учет в льготные списки сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий судья С.Б. Огнева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200