О признании постановления незаконным



Дело № 2-8288/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Огневой С.Б.,

при секретаре Тимушевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 22 ноября 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Вайс В.Н. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным постановления об отказе в постановке в льготный список сирот, возложении обязанности по постановке на учет в льготные списки сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Вайс В.Н. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным постановления ... в части отказа в постановке на учет в льготный список «сирот», обязании включить в льготный список «сирот». В обоснование заявленных требований указала, что она относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ** ** ** состоит в общей очереди нуждающихся в жилых помещениях. При обращении ** ** ** в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» ей было отказано в постановке на учет в льготные списки сирот.

В судебном заседании истец и ее представитель на изложенных в иске доводах настаивали. Дополнили, что в настоящее время Вайс В.Н. исполнилось ... года, проживает в принадлежащей на праве собственности ей и ее дочери кв. ... по ул. ... г. Сыктывкара. О том, что дети, оставшиеся без попечения родителей, вправе рассчитывать на помощь государства по вопросу обеспечения жилым помещением, Вайс В.Н. не знала, а поэтому до установленного законом возраста - 23 года она не обращалась с таким ходатайством в орган местного самоуправления. Обратилась, когда узнала ** ** **

Представитель ответчика иск не признал, указал, что истец право на постановку на учет в льготный список сирот не имеет, поскольку положения Закона о дополнительных гарантиях лиц, относящихся к категории сирот распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста. Вайс В.Н. до достижения 23-летнего возраста не обращалась в администрацию г. Сыктывкара с заявлением о постановке на учет по льготному основанию как сирота, следовательно, она утратила статус лиц, имеющих право на включение в льготный список.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, учитывая следующее.

Вайс В.Н., действительно относилась к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. ** ** ** Вайс В.Н. воспитывалась в ..., оставшихся без попечения родителей; а с ** ** ** обучалась в ..., также находясь на полном государственном обеспечении.

По ходатайству производственного мебельного объединения «...» на основании решения ... ** ** ** Вайс В.Н. была включена в очередь на получение жилой площади по списку общей очереди ** ** ** с составом семьи ... человека. При этом каких-либо документов, подтверждающих статус сироты, к заявлению не прикладывала, в учетном деле таких документов не имеется, в заявлении соответствующих сведений не указала (

На основании ордера ... истцу была предоставлена комната ... общежития д. ... по ул. ..., где она проживает до настоящего времени с детьми и внуком

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ** ** ** указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности истцу и ее дочери Вайс Д.А. по ... доле.

Истец обратилась в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении в льготный список детей-сирот только ** ** **

Согласно протоколу ... заседания общественной комиссии по жилищным вопросам Вайс В.Н. в постановке во включении в льготный список «сирот» отказано в связи с отсутствием оснований.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Абзац 4 ст. 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 59-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Суд не может принять во внимание доводы представителя истца о том, что истец должна быть поставлена на учет в льготную очередь, поскольку не реализовала свое право на получение жилого помещения во внеочередном порядке до достижения возраста, учитывая следующее.

Как следует из преамбулы Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания. Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

Судом установлено, что истец Вайс В.Н. в установленном законом порядке не поставлена до достижения 23 лет на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях.

Таким образом, постановление Администрации МО ГО «Сыктывкар» ** ** ** ... является законным и отмене не подлежит.

При этом довод истца о том, что истец не знала о наличии такой льготы, а поэтому своевременно не обратилась в орган местного самоуправления, не является основанием для удовлетворения иска, в связи с чем требования Вайс В.Н. в части обязания Администрации МО ГО «Сыктывкар» включить ее в льготный список «сирот» также не подлежат удовлетворению, поскольку к указанной категории она уже не относится.

При этом истица не лишена права на получение муниципального жилого помещения по договору социального найма при достижении очередности.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Вайс В.Н. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным постановления ... об отказе в постановке в льготный список сирот, возложении обязанности по постановке на учет в льготные списки сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий судья С.Б. Огнева

ФИО17

-32300: transport error - HTTP status code was not 200